logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 5. Формы государства в зарубежных странах

задач государственного управления. Формирование политической воли, лежащей в основе государственных решений, идет "сверху вниз", что практически исключает учет мнения народа.

При авторитарном государственном режиме ограничивается либо полностью запрещается всякая оппозиция, что исключает нормальный диалог между властью и народом и превращает про­возглашенный принцип "народного суверенитета" в чистую фор­мальность. Нередко законодательно закрепляется монопольное положение одной партии, которая не только является правящей, но и по существу превращается в составную часть механизма го­сударственной власти.

К признакам авторитарного государственного режима мож­но также отнести следующие: ликвидацию центральных и мест­ных представительных органов или превращение их в марионе­точные учреждения: отказ от принципа "разделения властей", резкое усиление роли исполнительной власти, сосредоточение полномочий по управлению государством в руках формально легитимного главы государства или правительства, или нелеги­тимного органа (хунты, военного комитета и т. п.) и его главы, или вовсе не занимающего никаких государственных должнос­тей главы правящей партии; отказ от принципов конституцион­ности и законности (формально действующая конституция при­обретает при этом чисто декоративный характер); широкое при­менение карательных мер (в том числе и вне судебной процедуры) против всякого не совпадающего с официальной точкой зрения инакомыслия, что предполагает резкое возрастание репрессив­ного аппарата.

Авторитарный государственный режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме прав­ления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется ни с парламентарной монархией, ни с парла­ментарной республикой. Вследствие отрицания принципа "разде­ления властей" этот режим несоединим с классическим вариантом президентской республики. Чаще всего авторитарные государ­ственные режимы претендуют на конструирование своей само­бытной формы правления (например, Республики Советов в СССР).

Авторитарные государственные режимы не согласуются и с подлинно федеративным территориально-политическим устрой­ством, хотя номинально федерация может сохраняться (СССР, ЧССР, СФРЮ). Ослабление жесткого административно-полицей­ского контроля обычно приводит подобные псевдофедерации к краху.

Авторитарные режимы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, усилением влияния гипертрофиро­ванного военно-промышленного комплекса на формирование и проведение внутренней и внешней политики государства, что объясняется природой этого режима, условием выживания кото­рого является миф о враждебном внешнем окружении. Крайней