logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль 119

В тех странах, где осуществляется достаточно жесткий пар­ламентский контроль за исполнительной властью, как правило, создается большое число не функциональных, а отраслевых по­стоянных комиссий, которые имеют право знакомиться с доку­ментами соответствующих органов исполнительной власти и свои отчеты по этим вопросам представляют парламенту. В ряде стран организованы специальные постоянные комиссии для контроля за деятельностью правительств, обычно им же предоставлено пра­во ставить перед парламентом вопрос о доверии правительству.

В ряде стран парламенты или палаты вправе создавать след­ственные и ревизионные комиссии, которые носят временный характер и призваны рассматривать конкретные дела. При этом роль таких комиссий может быть весьма различной. Имеется не­мало примеров из парламентской практики, когда их образова­ние было направлено на расследование и придание гласности злоупотреблений со стороны представителей исполнительной вла­сти. К созданию таких комиссий парламенты чаще всего прибега­ли в тех странах, в которых правительство не несет политичес­кой ответственности перед парламентом. В то же время деятель­ность таких комиссий иногда носила явно антидемократический характер. Общеизвестна роль, которую играла, например, комис­сия Палаты представителей Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности. Она выступала нарушителем де­мократических прав и свобод, преследуя граждан за политичес­кие убеждения или просто по доносу. Граждане, признанные этой комиссией "нелояльными" к существующему строю, ограничива­лись в правах, в том числе и в праве на занятие определенных должностей. Нередко результаты работы следственных и ревизи­онных комиссий, если это невыгодно правящим кругам, не выно­сятся на обсуждение парламента.

Иные органы парламента (палат)

В парламентах создаются и другие органы. В странах, в кото­рых парламент осуществляет контроль за правительством и адми­нистрацией, имеются специальные парламентские органы контро­ля: ревизоры, контролеры, омбудсманы, особые представительства и др. Финансовым ревизорам принадлежит, например, право про­верки счетов и отчетности о расходовании государственных средств.

В ряде стран некоторые полномочия парламента при опреде­ленных обстоятельствах осуществляются более узкими коллегия­ми депутатов. Так, в Испании в палатах парламента создаются депутатские комиссии во главе с председателями палат, которые обеспечивают отправление властных полномочий палат в период между сессиями и в некоторых других случаях. В Швеции в слу­чае войны или непосредственной опасности войны Риксдаг может заменять его военная делегация. Аналогичную роль кризисной си­туации играет общий комитет Бундестага и Бундесрата ФРГ.