logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 13. Конституционные основы судебной власти

петенция федеральных судов пересекается с компетенцией судов штатов и взаимосвязи между двумя системами в этом плане дос­таточно сложны, как и взаимосвязи судебных систем штатов друг с другом.

Возглавляет всю судебную систему страны Верховный суд США. Общеизвестна роль этого органа — единственного судебно­го органа, о котором говорит Конституция США, — не только в правовой системе страны и обеспечении стабильности Конститу­ции, но и в функционировании системы разделения властей и "сдержек и противовесов".

Кроме возглавляющего ее Верховного суда (девять судей), федеральная судебная система США включает в качестве судов первой инстанции около 100 районных судов (их именуют также окружными) и 14 апелляционных судов (вторая инстанция). Из приведенных цифр нетрудно сделать вывод, что деление терри­тории страны на судебные округа не совпадает с ее администра­тивно-территориальным делением. Судебный округ апелляцион­ного суда (то есть территория, на которую распространяется его юрисдикция) охватывает территорию нескольких штатов. Такой метод деления страны на судебные округа используют многие го­сударства, чтобы сделать суды максимально независимыми от региональных властей, а также избежать отражения в их дея­тельности региональных интересов.

Система, подобная американской, существует и в некоторых других федеративных государствах (например, Мексике, Австра­лии). Однако федеральное устройство отнюдь не предполагает в качестве обязательного сосуществования двух судебных систем — федеральной и субъектов федерации. Австрия и Германия также федеративные государства, но здесь суды земель и высшие фе­деральные суды составляют единую централизованную систему.

III. Третья модель построения судебной системы характери­зуется тем, что наряду с системой общих судов действуют дру­гие самостоятельные специализированные системы судов. Су­дебная система страны в целом как бы состоит из нескольких ав­тономных подсистем, каждая со своей компетенцией. По масштабам деятельности система общих судов при этом главенствует, но ее компетенция оказывается в той или иной мере урезанной по срав­нению с компетенцией общих судов в судебной системе первой модели.

В соответствии со ст. 95 Основного закона ФРГ в стране дей­ствуют пять автономных судебных систем: общих судов, возглав­ляемых Верховным федеральным судом, административных су­дов, возглавляемых Федеральным административным судом; тру­довых судов, возглавляемых Федеральным судом по рассмотрению трудовых споров; социальных судов, возглавляемых Федераль­ным судом по социальным вопросам. К этому перечню следует до­бавить Федеральный Конституционный Суд (ст. 92—94 Основного Закона) и конституционные суды земель. ФРГ не случайно назы­