logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Система государственных органов Великобритании

200

не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном имму­нитете монарха.

Политические прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них — полномочия в области внут­ренней и внешней политики.

В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодатель­ная прерогатива.

Прерогатива в области управления означает: а) право монар­ха назначать и увольнять министров; б) руководство вооружен­ными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначе­ние епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

Прерогатива в судебной области основана на правиле "мо­нарх — источник справедливости". Исторически британские мо­нархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные пре­рогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии мини­стра внутренних дел.

Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент — законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные пол­номочия заключаются в праве подписи законопроектов, принима­емых палатами Парламента.

В области внешней политики королевские прерогативы состо­ят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) пра­во заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккреди­тации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

Следует иметь в виду, что политические полномочия (преро­гативы) монарха осуществляются по совету и при участии мини­стров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключе­ния международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 г. практикой международные договоры, подписанные глава­ми государств, представляются на одобрение обеих палат Парла­мента. Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового или техническо­го характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотре­ния в Парламенте, если они: а) не содержат в своем тексте нор­мы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не вле­кут за собой изменений британского права или налогообложения; в) не затрагивают частные права британских подданных.

201 Глава 15. Основы конституционного права Великобритании

Кабинет

Кабинетная система управления фактически сложилась в пе­риод между первой и второй мировыми войнами. Иногда предте­чей нынешней кабинетной системы называют Тайный совет, в со­став которого традиционно входили доверенные советники мо­нарха. Однако эта точка зрения не имеет под собой серьезной аргументации. Хотя некоторое сходство в порядке формирования Совета и Кабинета можно усмотреть, тем более что по традиции

Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спи­кер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным слу­чаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обыч­но в заседании принимают участие лишь несколько членов Сове­та. Кворум — три человека.

Тайный совет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другое выступле­ние монарха по торжественным поводам облекаются в форму про­кламации. Решения по вопросам права и управления принимают­ся в форме приказов в Тайном совете (огёег т СоипсП). Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне парламентским ста­тутом.

Тайный совет может создавать различные комитеты, важ­нейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с законом о Су­дебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд — пред­седатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, "ординарные лорды по апелляции" (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитета значительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитии британского права. В частности, Судебный комитет Тайного сове­та является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций, например медицинских работников.

Судебный комитет обладает и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монарх может затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.