logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Законодательные органы

343

жению, о национальном бюджете, об одобрении получения или предоставления займов, законов, регулирующих внешнюю и внут­реннюю торговлю, развитие сельского хозяйства и промышленно­сти, трудовые и имущественные отношения, социальное страхо­вание, установление общего порядка получения и утраты граж­данства и т. п. Обычно конституциями устанавливается раздельная компетенция сената и палаты представителей, если в стране ус­тановлена бикамеральная система. В данном случае закрепляется исключительная компетенция той или другой палаты. Консти­туции латиноамериканских стран, как правило, не фиксируют вопросы, по которым конгресс не может законодательствовать. Однако в некоторых странах он может делегировать свои полно­мочия правительству.

Официальная доктрина утверждает, что конгресс как выс­ший законодательный орган может теоретически законодатель­ствовать по любым вопросам. Тем не менее в ряде государств конгрессу запрещено законодательствовать по вопросам, нахо­дящимся в исключительной компетенции правительственных органов, требовать от правительства информацию об инструкци­ях, данных дипломатическим представителям, и о переговорах секретного характера и т. п.

Так, в соответствии с Конституцией Мексики (ст. 130) Конг­ресс не вправе издавать законы, разрешающие или запрещаю­щие какую-либо религию. Объясняется это традиционно сложив­шимися отношениями между церковью и государством и особым правовым положением католической церкви. Одновременно этой же статьей Конституции устанавливается норма, согласно кото­рой только законодательные органы субъектов мексиканской фе­дерации — штатов — имеют право устанавливать согласно мест­ным потребностям наибольшее число служителей религиозных культов. Священнослужители по Конституции лишены активного и пассивного избирательного права и, следовательно, не могут прямо участвовать в формировании законодательного органа или в его работе в качестве депутата.

Все латиноамериканские конгрессы имеют право объявлять войну и ратифицировать договор о мире, причем для одобрения таких договоров требуется обычно квалифицированное большин­ство в 2/3 голосов всего состава законодательного органа власти. Из других важнейших полномочий законодательных органов сле­дует отметить: полномочия, связанные с точным определением контингента вооруженных сил в стране, а также регулирование их организации; право посылки войск за границу; разрешение на проход иностранных войск через национальную территорию и др.

Помимо законодательства по общим и специальным вопро­сам важнейшими полномочиями латиноамериканских законодатель­ных органов является утверждение государственного бюджетпа и распределение государственных финансовых ассигнований. По Конституции Чили 1980 г. законы, касающиеся налогов, бюджета

343