logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль 121

Полномочия в области обороны и внешней политики

В этой области права парламента ограничены в наибольшей степени, хотя и не во всех странах. Так, Сенат США оказывает значительное влияние на внешнеполитическую деятельность Пре­зидента.

Парламент, как правило, наделен исключительной компетен­цией в вопросах войны и мира. Так, в соответствии с § 19 Консти­

ветствующий финансовый год. Отчет об исполнении бюджета по­зволяет контролировать выполнение этого плана.

Однако в современный период в целом ряде стран финансо­вые права парламентов стали ограничиваться. Это выразилось в принятии бюджетов в более общем виде, в предоставлении прави­тельству права перераспределять средства (кроме защищенных статей), в передаче некоторыми парламентами части финансовых прав своей постоянной комиссии. В одних странах депутатское пред­ложение о дополнительных расходах должно одновременно со­держать указание на источники финансирования этих расходов (Финляндия), в других — депутаты вообще не могут вносить за­конопроекты и поправки, ведущие к увеличению расходов или уменьшению доходов (Франция, Португалия). Правительство иногда производит расходы, ставя парламент перед необходимостью их последующего одобрения. Так, согласно ст. 112 Основного закона ФРГ Федеральное правительство вправе в случае "непредусмот­ренной и неотложной потребности" производить сверхбюджетные и внеплановые расходы с одобрения не парламента, а федераль­ного министра финансов.

В ограничении финансовых прав парламентов заинтересован банковский и промышленный капитал, который использует госу­дарственную казну как дополнительный источник обогащения, получая выгодные государственные заказы, субсидии, кредиты, финансовые гарантии и др.

Однако степень полноты использования парламентами своих финанс^ых прав часто зависит от расстановки в них политичес­ких сил. Там, где правительство не опирается на поддержку пар­ламентского большинства, депутаты, как правило, подвергают проекты бюджетов серьезному обсуждению, вносят в них много­численные поправки, более полно используют контрольные пол­номочия парламентов. Но при всех обстоятельствах приоритетом в этих вопросах обладает правительство, так как оно, подготавли­вая проект бюджета, опирается на квалифицированный админис­тративный аппарат, который владеет необходимой информацией, чего не имеют депутаты.

Следует в то же время отметить, что часть финансовых прав парламентов стран, входящих в Европейский Союз, перешла к его органам. Это касается, например, установления таможенных пошлин и некоторых других сборов.

121