logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 19. Основы конституционного права Японии

самоуправлении предусматривает возможность замены местных собраний в поселках и деревнях общим собранием (сходом) жите­лей (ст. 91 Закона о местном самоуправлении), но на практике это встречается крайне редко. Местное собрание собирается четыре раза в год на сессии (п. 2 ст. 102 Закона о местном самоуправлении).

Руководство исполнительной властью в муниципии осуществ­ляет ее глава — губернатор в префектурах, мэр в городах и по­селках и староста в деревнях (ст. 139 Закона о местном самоуп­равлении). Глава местной администрации имеет право вносить на рассмотрение местного собрания проекты решений, устанавли­вать местные налоги, налагать относительное вето на решения собрания (может быть преодолено вторичным решением большин­ства в 2/3 голосов), досрочно распускать собрание. Последнее, в свою очередь, может отстранить главу администрации от должно­сти большинством в 3/4 голосов. Исполнительными полномочиями обладают также постоянные комиссии местных собраний: по об­разованию, труду, делам персонала, общественной безопасности и др. (п. 5 ст. 80 Закона о судах предусматривает 11 постоянных комиссий).

На муниципальном уровне гораздо более, чем на общенацио­нальном, развиты институты непосредственной демократии. Так, путем прямых выборов избираются не только депутаты муници­пальных собраний, но и губернаторы, мэры и старосты. Муници­пальные собрания и главы муниципий избираются жителями, за­регистрированными в определенном районе, сроком на четыре года (ст. 93 Закона о местном самоуправлении). Население может тре­бовать отзыва депутатов, роспуска муниципального собрания (эти вопросы решаются комиссией по контролю за выборами абсолют­ным большинством голосов по требованию не менее 1/3 состава комиссии), принятия собранием того или иного обязательного по­становления (не касающегося налогов и финансов, по требованию не менее 1/15 избирателей данного муниципалитета), проведе­ния ревизии финансово-бюджетной деятельности муниципальных органов.

В Японии накоплен опыт решения проблем, требующих со­вместной деятельности на территориях, выходящих за пределы одной префектуры. Такое взаимодействие стало возможно благо­даря формированию "советов связи местных администраций" в соответствии со специальным Законом 1965 г. Такие советы обра­зуются в составе префектур и некоторых городов. С 1969 г. приме­няется также введенный министерством по делам самоуправле­ния порядок объединения усилий соседних муниципий в решении дел, затрагивающих обслуживание жителей. В этих случаях уч­реждаются кооперативы или консультативные советы. Сейчас по­чти 90% первичных органов местного самоуправления Японии участвуют в таком сотрудничестве.

Несмотря на развитую систему органов местного самоуправ­ления, в Японии существует жесткий прямой контроль централь­