logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 6. Региональная автономия

281

тельной инициативы в Кортесы. Проект статута проходит предус­мотренные для любого законопроекта процедуры и одобряется обеими палатами парламента в виде органического закона об ав­тономии соответствующей области. Одобренный таким образом ста­тут является составной частью общеиспанского законодательства и основным правовым актом автономной области.

Статуты автономий должны содержать название объединения, наиболее отвечающее его историческому облику; определение гра­ниц его территории; наименование, структуру и местопребывание собственных автономных учреждений; полномочия в пределах Кон­ституции и основания для передачи ему соответствующих служб.

Несколько отличается порядок организации автономного об­разования, населенного национальным меньшинством. С инициа­тивой учреждения национального образования выступают советы провинций и 3/4 части муниципальных советов. Затем инициативу должно поддержать на референдуме абсолютное большинство населения объединяющихся в национальное сообщество провин­ций. Затем депутаты и сенаторы Кортесов, избранные от данных провинций, образуют учредительную ассамблею, которая выра­батывает и одобряет статут автономии. Затем в специальной ко­миссии Конгресса этот проект рассматривается и окончательно дорабатывается. Далее проект статута выносится на всеобщий ре­ферендум в провинциях будущей автономии.

После одобрения проекта статута простым большинством го­лосов он передается на рассмотрение и утверждение в палаты Генеральных кортесов и после одобрения обеими палатами стано­вится действующим статутом. Более усложненный процесс учреж­дения национально-территориальной автономии подразумевает и ее более широкий объем.

Конституция Испании закрепляет довольно подробную ком­петенцию региональных автономных объединений, к которой, в частности, относятся: создание своих органов самоуправления; изменение границ расположенных на их территории муниципали­тетов; благоустройство территории муниципалитетов; обществен­ные работы; дороги, расположенные на территории населенных пунктов, и шоссейные дороги; земледелие; животноводство; ис­пользование гор и лесных богатств; охрана окружающей среды; экономическое развитие автономии; развитие культуры; социаль­ное обеспечение; здравоохранение и гигиена и др. По прошествии пяти лет после образования автономии, она может расширить свою компетенцию за счет получения полномочий, относящихся к ис­ключительному ведению государства. Это может произойти за счет внесения изменений в статут автономии.

С другой стороны, сами Кортесы могут передавать полномочия по законодательству автономиям в областях, отнесенных к веде­нию всего государства при условии соблюдения принципов, уста-новленныгх общегосударственным законом. Такие полномочия могут передаваться Кортесами путем принятия специального органичес­

282