logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

тур с панашированием. Такая система голосования закрепляла доминирующее положение СДП в политическом механизме Туни­са, так как избирателям, по существу, предоставлялось право санкционировать выбор, уже сделанный правительством при фор­мировании списков кандидатов, а оппозиционные партии лиша­лись возможности быть представленными в парламенте, если они не располагали большинством хотя бы в одном избирательном ок­руге.

Парламент, состоявший в основном из членов СДП, факти­чески "уступил" свои законодательные полномочия президенту: его обязанность, предусмотренная Конституцией, представлять изданные им декреты-законы на утверждение Палаты депута­тов сводилась к простой формальности. Что же касается сферы исполнительной власти, то, за исключением вопросов войны и мира, международных обязательств, бюджета и налогов, требу­ющих санкций парламента, Конституция ничем больше не огра­ничивает президента в его деятельности по управлению госу­дарством.

Изменения в приоритетах государственной политики примени­тельно к конституционному механизму Туниса нашли свое отраже­ние в Конституционном законе № 88 1988 г., внесшем существен­ные изменения в действующую Конституцию, в Органическом за­коне № 88-32 о политических партиях 1988 г., в Национальном пакте, подписанном представителями ведущих легальных поли­тических партий, профсоюзов и других массовых общественных организаций.

Внесенные в 1988 г. изменения в текст Конституции затрону­ли в основном статьи, регулирующие институт президентства и некоторые вопросы избирательного права.

Одним из важнейших политических принципов тунисской Конституции является принцип народного суверенитета и свя­занный с ним принцип представительной демократии: "Законо­дательная власть принадлежит народу, который осуществляет ее через представительную ассамблею — Палату депутатов". Преам­була провозглашает принцип разделения властей как основу пост­роения системы государственных органов.

Важнейшие социальные принципы конституционного строя Туниса — национальное единство, уважение прав человека, ра­венство всех граждан перед законом, свобода личности.

Конституция Туниса практически обходит вопрос об экономи­ческих основах государственного строя, ограничиваясь указанием на то, что право собственности гарантируется и реализуется в рамках закона, и закреплением в преамбуле перспективы "про­цветания нации путем экономического развития страны и исполь­зования ее богатств на пользу народа".

Регулирование правового статуса личности тунисской Кон­ституцией сопоставимо с положениями основных законов большин­ства современных демократических государств. Государство га­