logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах

Мексиканские муниципии, например, в пределах, установ­ленных федеральными законами и законами соответствующих штатов, имеют право разрабатывать, утверждать и реализовы-вать систему районирования и планы развития городского муни­ципального хозяйства; участвовать в создании своих территори­альных резервов и управлять ими; контролировать использова­ние находящейся в их ведении земли и осуществлять надзор за ней; регулировать порядок владения городской землей; выдавать лицензии и разрешения на строительство; участвовать в создании зон экономического резерва и управлять ими.

Полномочия в области охраны общественного порядка, защи­ты прав и свобод граждан включают в себя установление правил поведения в общественных местах, дачу разрешений или наложе­ние запрета на проведение митингов, собраний, шествий, демон­страций, пикетов и других форм общественно-политической дея­тельности населения данного муниципального образования, издание предписаний по осуществлению санитарного надзора, медицинс­кого обслуживания населения и т. д.

В ряде стран (США, Канада, Франция и другие) в ведении органов местного самоуправления находятся местные полицейс­кие силы, на которые возлагается несение патрульной и охран­ной службы и другие виды полицейской деятельности.

Важнейшие полномочия органов местного самоуправления представлены в бюджетно-финансовой сфере. В соответствии с Европейской Хартией о местном самоуправлении местные сооб­щества имеют право в рамках экономической политики государ­ства на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. При этом финансовые ресурсы местных сообществ должны быть со­размерны полномочиям, предусмотренным конституцией или спе­циальным законодательством.

Конституция Испании, например, прямо закрепляет поло­жение о том, что местные финансы должны быть достаточными для выполнения функций, возлагаемых законом на соответствую­щие органы самоуправления, для чего используются преимуще­ственно местные налоги, а также участие в налоговых сборах государства и региональных автономных объединений.

При определении финансовых взаимоотношений центрально­го правительства и органов местного самоуправления в большин­стве стран принят принцип финансовой автономии местных само­управляющихся единиц. Это означает, что муниципальные обра­зования являются независимыми в финансовом отношении, но они не могут расходовать больше средств, чем это позволяет местный бюджет. При определенных условиях, когда муниципальное обра­зование оказывается не в состоянии управлять своими финанса­ми, государство обычно предоставляет ему дополнительные суб­сидии, гарантирующие платежеспособность муниципального об­разования.