logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 9. Парламенты зарубежных государств

влияние на его состав. В некоторых государствах (например, в Италии и Швеции) правительство приступает к исполнению своих обязанностей после получения парламентской инвеституры. В ФРГ роль Бундестага сводится лишь к избранию главы правительства — федерального канцлера. Аналогичное право принадлежит японс­кому Парламенту. Процедура инвеституры отсутствует и в боль­шинстве других стран. Но во всех случаях правительство форми­руется в соответствии с соотношением сил в парламенте.

В большинстве стран парламент не определяет политичес­кую программу правительства. Обсуждение правительственных заявлений (или тронной речи) сводится лишь к выражению поже­ланий кабинету. Важным средством воздействия на правительство в парламентарных республиках и монархиях является право пар­ламента выразить ему недоверие, и тогда оно уходит в отставку. Однако возможность использования такого средства ограничена тем, что парламент подвергается риску досрочного роспуска, к которому может прибегнуть правительство.

В республиках со смешанной формой правления премьер-министр и министры назначаются президентом, но определяется состав правительства обычно с учетом соотношения партийных сил в парламенте. Однако это не является обязательным услови­ем функционирования правительства, которое в большей степени зависит от главы государства, чем от парламента. Парламент мо­жет выразить недоверие кабинету, правда, процедура принятия резолюции недоверия является довольно сложной. Кроме того, она, как и в парламентарных государствах, может привести либо к его отставке, либо к роспуску парламента.

В президентских республиках парламент и президент, сто­ящий во главе правительства, формально независимы друг от друга. Не имея возможности непосредственно влиять на деятель­ность президента и его администрации, на формирование послед­ней, парламент может, однако, в определенной мере использо­вать такое средство воздействия на них, как собственные финан­совые и контрольные полномочия. Но фактически государственные органы действуют не изолированно друг от друга, а представля­ют собой единый механизм власти. Главной задачей высших орга­нов государственной власти, президента и парламента, является выработка общей стратегии для обеспечения интересов тех соци­альных слоев общества, которым эта власть принадлежит.

Тенденция к ограничению парламентских полномочий отчет­ливо проявляется и в большинстве освободившихся стран. В од­них это происходит путем прямого ограничения сферы законода­тельной деятельности парламента (Шри Ланка, Индонезия, Сене­гал), в других указанной цели служит разграничение компетенции федерации и ее субъектов (Малайзия). Используются также и другие средства. В странах упомянутой группы парламентские учреждения играют, как правило, второстепенную роль во всех сферах регулирования общественной жизни. В то же время опыт