logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Конституционные права и свободы

213

лиц в коллективном определении условий труда, выработке и зак­лючении коллективных договоров, а равно в руководстве пред­приятиями.

Преамбула предусматривает предоставление гарантий раз­витию личности и семьи. Государство заявляет о своем внимании и заботе о матери и ребенке, об оказании помощи престарелым и лицам, не имеющим возможности трудиться. В Преамбуле гово­рится о гарантиях, которые предоставляет государство всем чле­нам общества в целях охраны здоровья, обеспечения отдыха и досуга, подчеркивается необходимость обеспечить общедоступность образования для всех членов общества. Само по себе данное поло­жение не является какой-то новеллой, оно известно законода­тельству Франции еще со времен Второй республики, однако кон­ституционное закрепление этого права и его расширительное толкование, как и придание этому праву статуса конституционно­го принципа, имеют, безусловно, позитивное значение. "Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех степеней является дол­гом государства".

Определенное уточнение вносит Преамбула к Конституции 1946 г. и в осуществление права собственности. Любое имущество или предприятие, которое имеет или приобретает характер пуб­личной службы или монополии, должно в силу самого этого фак­та быть превращено в коллективную собственность. Это положе­ние несомненно уточняет и дополняет положение, содержащееся в Декларации 1789 г. В то же время судебная практика показала, что общие принципиальные установления документа 1789 г., в частности в отношении предварительного и справедливого возме­щения, полностью сохраняют свою силу и применяются судебны­ми учреждениями Республики. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что появление новых формул относительно коллективной собственности отнюдь не воспрепятствовало довольно широкой денационализации, которая была осуществлена во Фран­ции в 80-е и 90-е гг.

Политические права и свободы

Постановления, закрепляющие основные политические пра­ва и свободы граждан, содержатся в различных конституционно-правовых актах. Они встречаются как в Декларации 1789 г., так и в Преамбуле к Конституции 1946 г., отдельные постановления есть также в тексте основного закона, одобренного в 1958 г. На кон­ституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства во Франции. К этим принципам относятся: признание народа един­ственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета.

213 Глава 16. Основы конституционного права Франции

Девиз Республики — "свобода, равенство и братство". Ее прин­цип — "правление народа, через народ и для народа". Нацио­нальный суверенитет принадлежит народу в целом, никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет свою власть через своих пред­ставителей (косвенная демократия) или путем референдума (пря­мая демократия). Голосование всегда является всеобщим, равным и тайным. Оно может быть прямым или косвенным. Порядок и ус­ловия реализации избирательных прав граждан детализируют в избирательном законодательстве и иных нормативных положени­ях, которые образуют так называемый избирательный кодекс Французской Республики.

На конституционном уровне провозглашены такие важней­шие политические права и свободы, как политический плюра­лизм и свобода образования политических партий, свобода мне­ния, свобода слова и целый ряд других традиционных политичес­ких прав и свобод, многие из которых фигурировали уже в Декларации 1789 г. Последующее законодательство, в том числе и конституционно-правовые акты, закрепило свободу ассоциаций, митингов, шествий и демонстраций, а также целый ряд других. В результате деятельности Конституционного совета многие из прин­ципов политической свободы, даже содержащиеся в актах, кото­рые формально не имеют конституционного статуса, получили признание в качестве основополагающих, т. е. принципов консти­туционного значения.

Равенство граждан нашло свое дальнейшее закрепление не только в формуле равенства перед законом и судом, но и в рав­ном доступе к занятию мест на государственной службе, равном праве на образование, равном праве на безопасность и т. п. Кон­ституционные тексты особо подчеркивают действие принципа не­дискриминации и равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, со­циального и имущественного положения.

Конституционные тексты содержат сравнительно ограничен­ный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в каче­стве основополагающих принципов. Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках пра­ва, может быть подтверждена решениями органа конституционно­го контроля, который в своей практической деятельности при про­верке конституционности акта, принимаемого Парламентом, впра­ве рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, но и с точки зрения их соот­ветствия основополагающим принципам, содержащимся в органи­ческих законах и текущем законодательстве. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значи­мость придается в этом случае только самим принципам, но от­нюдь не тем юридическим актам, в которых они сформулированы и изложены.