logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 9. Парламенты зарубежных государств

Чаще всего верхние палаты образуются путем косвенных или двухстепенных выборов (Австрия, Франция, Нидерланды). В не­которых странах они избираются непосредственно населением (США, Япония, Италия), в ряде государств применяется смешан­ная система, при которой сочетаются элементы выборности, на­значения и наследственности (Бельгия, Ирландия). Используются и другие методы формирования верхней палаты. Так, в ФРГ Бун­десрат состоит из членов правительств земель. Поэтому партии, не участвующие в правительствах земель, не могут получить места в Бундесрате. Даже в пределах одной страны порядок выборов членов верхней палаты может быть различен. В Швейцарии, на­пример, члены Совета кантонов выбираются в одних кантонах непосредственно населением, в других — кантональными парла­ментами.

В тех странах, где допускается досрочный роспуск парла­мента, досрочно могут распускаться только нижние палаты.

Следует отметить также парламенты с особой структурой. Это относится к Стортингу Норвегии. Сначала он избирается целиком, затем 1/4 из его состава выбирается в верхнюю часть — Лагтинг, остальные же депутаты составляют нижнюю часть — Одельстинг. При этом соотношение политических сил в обеих частях одинако­во. Все вопросы, кроме принятия законопроектов, решаются пар­ламентом в целом. Постоянные комиссии являются общими для всего парламента. Поэтому Стортинг нельзя безоговорочно отнес­ти к двухпалатному парламенту. До недавнего времени такую же структуру имел Альтинг Исландии. В настоящее время он являет­ся однопалатным органом.

Партийные фракции парламента (палат)

В большинстве парламентов после их созыва создаются партийные фракции (группы). В современный период в ряде но­вых конституций, и особенно в регламентах парламентов (палат), получили закрепление порядок формирования и права парламен­тских фракций.

Во многих регламентах установлено минимальное число де­путатов, которые вправе образовывать фракцию. Так, во Фран­ции оно составляет 30 членов в Национальном собрании и 14 — в Сенате, в Бундестаге ФРГ — 15 депутатов, в Бразилии — 1/10 всех членов Палаты депутатов. В результате введения такого ми­нимума небольшие по численности группы депутатов лишаются возможности активно влиять на различные стороны парламентс­кой деятельности, участвовать в формировании внутрипарламент-ских органов. Установление подобный минимумов принято оправ­дывать необходимостью усиления работоспособности парламента.

Партийные фракции занимают важное место в парламентс­ком механизме. По согласованию с лидерами фракций подбирают­ся кандидатуры в руководящие органы парламента и его палат,