logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Законодательные органы 339

признавать и многие исследователи. Так, например, американс­кие политологи В. Пирсон и Ф. Джилл, характеризуя роль законо­дательных органов власти в латиноамериканских странах, в свое время отмечали: "Несмотря на то, что конституционные системы стран Латинской Америки учреждают легислатуру с полномочия­ми издавать законы и определять государственную политику, кон­гресс реально не является центром политической жизни этих го­сударств. В Латинской Америке теория превосходства законода­тельного органа не более чем фикция".

Относительная слабость законодательных органов, конечно, не означала, что они полностью утратили свои полномочия и их значение в системе государственных органов было сведено к нулю. Однако сильная президентская власть, прямое участие прези­дента и правительства в законодательном процессе, способы дав­ления правительства на законодательный орган.власти — все это в значительной степени ограничивало и ограничивает полномочия этого органа, резко снижая его роль как представительного уч­реждения, которое должно определять основы всей государствен­ной политики, как это и предусмотрено многими конституциями.

Достаточно отметить, что в абсолютном большинстве стран Латинской Америки правом созыва специальных сессий законо­дательных органов власти по-прежнему обладает президент. Пра­вовыми нормами и сложившейся политической практикой специ­ально устанавливается, что законодательство, осуществляемое конгрессом, должно следовать направлениям, намеченным и оп­ределяемым в президентских посланиях. Иными словами, зако­нодательная деятельность конгресса фактически привязана к ус­тановкам и политическим направлениям, навязываемым испол­нительной властью.

В настоящее время было бы слишком упрощенным считать, что законодательные органы латиноамериканских стран выступа­ют в роли так называемых "каучуковых" учреждений, которые только штампуют решения, предлагаемые президентом и его пра­вительством. В условиях неуклонно растущей демократизации политического режима, перехода в ряде стран президентской вла­сти в руки демократически настроенных прагматиков большин­ство законодательного органа может сыграть свою решающую роль, препятствуя или, наоборот, способствуя осуществлению радикаль­ных социально-экономических и политических реформ, продикто­ванным общим ходом исторического развития. В качестве приме­ра укажем на процессы демократизации в таких странах, как Аргентина, Бразилия, Чили, Никарагуа, Перу, Панама и др. Не­малая роль в этом процессе принадлежит законодательным орга­нам власти. И совершенно очевидно, что их роль в странах Ла­тинской Америки постепенно меняется. Из "каучуковых" учреж­дений они превращаются в работающие органы, зачастую способные соревноваться с президентской властью по силе воз­действия на общественное мнение, а следовательно, на всю внут­

340 Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

Структура

Структура латиноамериканских законодательных органов

в максимальной степени приспособлена к осуществлению посред­ством законодательства воли правящих групп. В регионе суще­ствует как однопалатная, так и двухпалатная организация за­конодательных органов. Однопалатные законодательные орга­ны образуются в Коста-Рике, Гаити, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Панаме, Парагвае и, как правило, называются На­циональная или Законодательная ассамблея. Законодательные органы такой структуры существуют в основном в небольших слаборазвитых странах Латинской Америки. Часто на практике они выступают там в роли откровенного придатка сильной пре­зидентской и правительственной власти (Гватемала, Гондурас, Гаити, Парагвай).

В подавляющем большинстве латиноамериканских стран пар­ламент имеет двухпалатную структуру и часто именуется Наци­ональным конгрессом. В первую очередь бикамерализм присущ федеративным государствам (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла). Он быгл откровенно заимствован у Соединенного Шта­тов Америки, скопирован с американского Конгресса и функцио­нирует во многом по его меркам.

Законодательные органы власти стран Латинской Америки формируются на основе конституционных норм, специальных из­бирательных законов и складывавшихся годами обычаев.

риполитическую жизнь страны. И хотя очевидно, что институт латиноамериканского "суперпрезидента" еще очень силен и ему нет пока серьезной государственно-правовой альтернативы, зако­нодательные органы власти стран Латинской Америки все же набирают опыт демократической парламентской процедуры, активно выходят из состояния прямого подчинения сильной пре­зидентской власти, привлекая к своей деятельности внимание широких слоев общества, при этом активно заимствуя опыт раз­витых демократических государств и внося в мировой демократи­ческий процесс свое национальное, чисто латиноамериканское. Органы законодательной власти стран Латинской Америки, бе­зусловно, стремятся играть ведущую роль в системе государствен­ных органов, пытаясь определять основы государственной поли­тики. Эта тенденция, по всей вероятности, будет доминировать и в последующие годы, поскольку поворот в сторону установления в Латинской Америке новых диктаторских режимов в их старом, традиционном варианте просто невозможен. Разумеется, полити­ческая динамика латиноамериканских стран может довольно су­щественно меняться в зависимости от изменений в расстановке политических сил, что определяется нестабильностью экономи­ческой и политической ситуации в абсолютном большинстве стран этого региона.