logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Республиканская форма правления

369

ходный период". В тексте платформы были четко сформулирова­ны основные политические и экономические задачи переходного периода: восстановление гражданского мира, проведение всеоб­щих выборов, реформа государственной администрации, обновле­ние законодательства о политических партиях, а также струк­турные реформы в промышленности и сельском хозяйстве.

Что касается организации власти в переходный период, то правовой статус продолжающих функционировать государствен­ных органов претерпел значительные изменения по сравнению с регламентацией, содержащейся в Конституции 1989 г.

Статья 4 Платформы определила в качестве основных госу­дарственных институтов переходного периода президента, пра­вительство и Национальный переходный совет (НПС), сформи­рованный на Конференции национального согласия и призванный выполнять функции высшего представительного органа.

Что касается президента, то теперь было предусмотрено назначение его на этот пост Высшим советом безопасности. Им стал бывший министр национальной обороны Ламин Зеруаль, ко­торый 1 февраля 1994 г. после официального прекращения полно­мочий ВГС был приведен к присяге и легитимизировал свою власть после всеобщих президентских выборов в 1995 г.

В 1996 г. в ходе национального референдума в действующую Конституцию были внесены изменения, которые касались, преж­де всего, обеспечения жизнедеятельности политической системы общества и функционирования государственных институтов.

В настоящее время текст Конституции состоит из преамбулы и четырех разделов, озаглавленных "Общие принципы, регули­рующие деятельность алжирского общества", "Организация вла­сти", "О контроле" и "Пересмотр Конституции".

Преамбула провозглашает Конституцию "основным законом, который гарантирует личные и политические права и свободы, защищает право свободного выбора народа и обеспечивает закон­ность исполнения государством своих полномочий". Отмечается при этом, что Конституция является "результатом глубоких социальных изменений в стране, народ которой торжественно идет к идеалу правового государства".

Большой упор делается на сохранение традиционных алжир­ских ценностей, его культуры, уважение принципов освободитель­ной революции 1954 г. Теперь неотъемлемой составляющей идео­логической основой Алжира провозглашается не только ислам и арабизм, но и берберизм, что является значительным шагом впе­ред на пути признания законных прав берберского народа Алжи­ра, составляющего более 20% населения страны. Однако по но­вой Конституции "официальным и национальным" языком при­знается только арабский.

В качестве основных государственных институтов нового этапа политического развития Алжира Конституция закрепляет прави­тельство (исполнительная власть), парламент (законодательная

370 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

власть) и суд в качестве независимого государственного органа. Что касается президента, то новая Конституция значительно рас­ширяет его полномочия.

Среди новшеств Основного закона выделяется, прежде все­го, создание двухпалатного парламента, состоящего из Нацио­нального народного собрания (нижняя палата) и Национального Совета (верхняя палата). Парламент самостоятельно разрабаты­вает и принимает законы, а также контролирует деятельность правительства. Он законодательствует в рамках предоставленных ему Конституцией полномочий, а также осуществляет свою дея­тельность и в других областях.

Конституция закрепляет перечень вопросов, по которым пар­ламент осуществляет законодательство. В частности, это относит­ся к таким вопросам, как основные права, свободы и обязанности граждан, включая вопросы гражданства, семейного законода­тельства, основ судебной системы, уголовного и уголовно-про­цессуального законодательства, гражданского и торгового пра­ва, административно-территориального деления страны, бюджет­но-финансового законодательства; законодательства в области здравоохранения, социальной защиты населения, защиты куль­турно-исторических ценностей и другие вопросы.

Члены Национального народного собрания (ННС) согласно Конституции избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Две трети чле­нов Национального Совета (НС) избираются на основе непрямых выборов путем тайного голосования из депутатов Народных собраний коммун и Народных собраний вилай депутатами этих представительных органов. А одна треть членов Национального Совета назначается единолично президентом Республики из "вид­ных деятелей науки, искусства, экономической и социальной сферы".

Учитывая, что ни один закон не может быть принят без одоб­рения его большинством в три четверти Совета, то естественно, что при наличии вышеназванной трети состава верхней палаты президент способен блокировать принятие любого, не угодного ему закона. Президент имеет также право роспуска нижней палаты.

Таким образом, новый Основной закон значительно расши­ряет права и полномочия президента в управлении государством. Особенности его правового статуса определены в разделе II гла­вы I "Исполнительная власть". Для избрания на пост президента Республики кандидат должен "иметь алжирское гражданство, быть мусульманином по вероисповеданию, быть не моложе 40 лет ко дню избрания, пользоваться всеми гражданскими и политически­ми свободами". Однако, кроме этого, по новой Конституции он должен "представить свидетельство того, что супруг кандидата является гражданином Алжира; подтвердить участие в револю­ции 1954 года (для кандидатов, родившихся до июля 1942 г.); под­