logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 16. Основы конституционного права Франции

редственно в основном законе страны. Это, в частности, ст. 11 и 89 Конституции. Необходимость проведения референдума вытекает также из содержания ст. 53, устанавливающей, что любое изме­нение статуса той или иной территории — обмен, присоедине­ние — не может быть действительным без согласия заинтересо­ванного населения.

Практически во всех случаях решение о проведении рефе­рендума принимается главой государства. Референдум проводит­ся на основе текста, предлагаемого Правительством. Конститу­ционная реформа, осуществленная в 1995 г., предусмотрела воз­можность предварительного обсуждения проекта, выносимого на референдум, Парламентом. Тем не менее окончательное реше­ние остается за главой государства. Ст. 89 Конституции закреп­ляет необходимость проведения референдума в связи с внесени­ем конституционных поправок, эта процедура была рассмотрена выше в § 1.

В соответствии с новой редакцией ст. 11 Конституции Прези­дент может передать на референдум законодательные акты: 1) относящиеся к организации государственной власти; 2) разре­шающие ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, мог бы отразиться на функционирова­нии государственных институтов; 3) санкционирующие измене­ния в области экономической и социальной политики государства.

Контроль за правильностью проведения референдума отне­сен к ведению Конституционного совета. Однако, когда в 1962 г. были опротестованы итоги референдума об изменении порядка избрания Президента Республики, Конституционный совет при­знал себя некомпетентным выносить решение по существу ито­гов, посчитав, что он не может своим решением ревизовать обще­народное волеизъявление, выраженное в ходе референдума.

Помимо референдума, проводимого на общенациональном уровне, возможно также его проведение на местном уровне по вопросам местного значения, в частности слияния и сотрудниче­ства коммун.