logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Президентская власть

181

планы, с помощью которых вносятся из­менения в систему органов исполнительной власти (но с пос­ледующим утверждением Конгрессом). Кроме того, Президентом издаются разного рода инструк­ции, директивы, прокламации, правила и положения. Они также действуют на всей территории страны и периодически подвергаются судебному контролю.

Вице-президент

Это второе лицо в государстве, избираемое вместе с Прези­дентом. Его конституционная обязанность состоит в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной. Если должность Вице-прези­дента становится вакантной, то Президент назначает Вице-пре­зидента, который вступает в должность по утверждении боль­шинством голосов обеих палат Конгресса. Такой случай, напри­мер, произошел в 1974 г., когда после отставки Президента Р. Никсона его пост занял Вице-президент Д. Форд, который за­тем с одобрения Конгресса назначил Вице-президентом Н. Рок­феллера.

Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные поручения, обычно свя­занные с председательством в различного рода комиссиях.

Система органов исполнительной власти

Эта система, обычно именуемая администрацией Президен­та, включает три звена: кабинет и департаменты, исполнитель­ный аппарат Президента, исполнительные (независимые) агент­ства.

Кабинет состоит из руководителей департаментов, обычно именуемых министрами (по закону это Секретари). Кабинет фор­мируется и действует в силу обычая, сложившегося еще при Д. Вашингтоне. В Конституции о нем не упоминается (только гово­рится, что Президент вправе требовать от высших должностных лиц департаментов письменного мнения по любому вопросу). Это чисто совещательный орган при Президенте, который созывается и обсуждает вопросы по личному его усмотрению. Кабинет не при­нимает никаких правовых актов и не публикует своих протоко­лов, все его решения, если они принимаются, оформляются ак­тами Президента. С уходом Президента в отставку прекращает свое существование и кабинет.

Реальная роль этого органа определяется в зависимости от личных методов управления, присущих разным президентам. Были президенты (например, Д. Эйзенхауэр), при которых кабинет со­зывался регулярно, обсуждал актуальные вопросы внутренней и внешней политики, напоминая обычное правительство. Другие

181