logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 17. Основы конституционного права фрг

ний федерации и земель, закрепляется право на местное самоуп­равление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разде­лы III—VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава рег­ламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, УШа). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь оп­ределяется организация судебной власти и закрепляются кон­ституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важ­ное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется "финан­совой конституцией". Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламента­цию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел "Переходные и заключительные положения" устанав­ливает положения, касающиеся возможности обладания граждан­ством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального де­ления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.

Основной закон базируется на традициях германского кон­ституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает гер­манскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции ощущается вли­яние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и граж­данина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, поли­тический плюрализм и др.

По форме правления ФРГ является парламентарной респуб­ликой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указа­но, что "конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства".

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как де­мократического и социального правового федеративного государ­ства. Следует вкратце раскрыть содержание этих понятий.

Характеризуя ФРГ как демократическое государство, кон­ституционный законодатель исходит из представления о том, что народ является носителем государственной власти и ее единствен­ным обладателем. "Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а так­же через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия", — гласит конституция (ч. 2 ст. 20). Таким образом Основной закон не только признает народ единственным