logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 3. Конституции зарубежных стран

жеств, а также ряд действующих конституций, например Бель­гии, Монако.

Конституции более позднего времени, в том числе современ­ные, можно разделить по порядку принятия на несколько групп. Наиболее типичным является принятие их тем же высшим орга­ном представительной власти, который одобряет простые законы. Только для конституций устанавливается особая, более сложная процедура. Конституционный текст, как правило, должен быть одобрен квалифицированным большинством всех депутатов: 2/3, 3/4, 3/5, а также утвержден главой государства. Если при этом никаких иных дополнительных условий не устанавливается, то такие конституции относятся к числу гибких.

Если же необходимо соблюсти ряд дополнительных условий, то конституции считаются жесткими. В странах с двухпалатным парламентом для принятия конституции требуется ее одобрение квалифицированным большинством в обеих палатах в одинаковой редакции, что нередко приводит к многократным прохождениям законопроекта в каждой из палат. Причем в некоторых федераци­ях положительное решение парламента нуждается еще и в одоб­рении его определенным числом субъектов федерации. Так, в Индии текст новой конституции должен быть одобрен не менее чем по­ловиной штатов, указанных в частях А и В Приложения № I к действующей Конституции. Основной закон ФРГ 1949 г. был при­нят на основе решения представительных органов 2/3 западногер­манских земель. Ратификация 2/3 штатов требуется и для приня­тия новой Конституции США.

В некоторых странах новая конституция считается принятой, если ее текст одобряется в одинаковой редакции двумя последо­вательно избранными парламентами (Греция, Норвегия, Финлян­дия, Швеция). В Греции, например, в каждой легислатуре за текст новой конституции должны проголосовать не менее чем 3/5 всего состава парламента. В Норвегии рассмотрение текста новой кон­ституции не допускается на последних сессиях соответствующих легислатур Стортинга. Следует отметить, что утверждение новой конституции главой государства в Швеции и Норвегии не требу­ется.

В ряде стран новые конституции после прохождения парла­ментской процедуры должны выноситься на общенародный рефе­рендум. Так, в Дании после принятия конституции одним Фольке­тингом необходимо назначить выборы в новый Фолькетинг, и, если текст основного закона одобряется им без изменения, он в тече­ние шести месяцев должен быть вынесен на референдум. За него должно проголосовать большинство участвующих в референдуме и не менее 40% всех избирателей, после чего текст передается на утверждение монарха. Сходная по характеру процедура уста­новлена для принятия конституций Ирландии, Испании, Фран­ции. Но во Франции проект новой конституции может не выно­ситься на референдум, "если Президент Республики решает пе­