logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды

Правовая охрана конституции

Важность регулируемых конституцией общественных отноше­ний, необходимость обеспечения ее верховенства в системе пра­вовых актов, соответствия иных актов и их норм нормам консти­туции требует и ее особой правовой охраны. Такая охрана направ­лена на достижение прежде всего незыблемости общественного и государственного строя, закрепленного в основном законе соот­ветствующей страны, стабильности правового статуса личности, на неуклонное выполнение норм конституции всеми субъектами конституционного права: государственными организациями и их должностными лицами, общественными организациями, юриди­ческими и физическими лицами, т. е. на достижение конститу­ционности правоприменительной практики.

Под правовой охраной конституции следует понимать сово­купность средств и способов, с помощью которых должно дости­гаться строгое соблюдение режима конституционной законнос­ти, соответствие конституции всех других правовых актов, при­нимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных пра­вовых актов, а также их отдельных норм.

В период действия первых конституций буржуазных госу­дарств, принятых в XIX столетии, специальные способы их пра­

39 Глава 3. Конституции зарубежных стран

вовой охраны, как правило, отсутствовали. Правовая теория и практика основывались на том, что парламент сам должен обес­печивать конституционность принимаемых им законов и следить за тем, чтобы другие государственные органы действовали в стро­гом соответствии с принципами и нормами конституции.

Такой подход существует в некоторых государствах и до сих пор. Так, конституционная теория Люксембурга, Нидерландов, Финляндии, Швеции исходит из того, что поскольку парламент занимает высшее место в системе государственных органов, то над ним не может стоять никакой другой орган, который осуще­ствлял бы конституционный контроль. Поэтому только парламент вправе решить судьбу закона, противоречащего конституции. Суды обязаны осуществлять контроль только за законностью актов ис­полнительной власти. Так, ст. 120 Конституции Нидерландов уста­навливает: "Конституционность актов парламента и договоров не подлежит контролю со стороны судов".

Но при этом в таких странах, как Швеция, Финляндия, Ка­нада, парламент и правительство вправе предварительно про­консультироваться в специальном органе или в Верховном суде, чтобы получить его заключение по вопросу о конституционности подлежащего рассмотрению законопроекта. В Швеции, например, таким органом является Законодательный совет, состоящий из членов Верховного и Верховного административного судов. Одна­ко окончательную судьбу законопроекта решает все-таки парла­мент.

В XIX столетии только в некоторых странах (например, в США) суды присвоили себе право неприменения при рассмотре­нии конкретных дел правового акта на основании его противоре­чия конституции. В США суды штатов первыми при рассмотре­нии уголовного или гражданского дела стали решать вопрос о неприменении закона в случае признания его неконституцион­ным. Верховный суд США впервые воспринял эту практику в 1803 г. В настоящее время он в обязательном порядке рассмат­ривает вопрос о конституционности актов Конгресса, если это вытекает из решения, принятого окружным или апелляционным судом. С 1848 г. конституционный надзор стал использоваться в Швейцарии.

В дальнейшем, особенно на современном этапе, в различных странах были разработаны либо внедрены в практику самые раз­нообразные способы правовой охраны конституции. Некоторые из них закреплены в самих текстах основного закона. Во многих го­сударствах созданы специальные органы конституционного конт­роля.

Органы конституционного контроля и его виды

Существуют различные органы, которые получили или при­своили себе право осуществления конституционного контроля.