logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств

Внешняя политика зарубежных государств, механизм ее фор­мирования и проведения в жизнь в течение длительного времени оставались вне поля зрения конституционного законодателя. В правовой доктрине первых демократических государств нового времени, таких, как США, Франция и др., конституция рассмат­ривалась как документ, призванный регламентировать порядок осу­ществления политической власти внутри страны, но отнюдь не ее экспансию за пределами собственного государства. Поэтому боль­шинство первых конституций нового времени ограничивалось ука­занием принадлежности полномочий по внешнему представитель­ству и ведению внешних сношений главе исполнительной власти. Внешняя политика длительное время представляла собой наибо­лее закрытую сферу деятельности государства, чему способство­вало практически полное устранение выборных представитель­ных органов от участия в ее формировании и проведении.

Лишь в конце XIX — начале XX в. парламент смог добиться ограниченного контроля над внешнеполитической деятельностью правительства, в основном через бюджетную и договорно-право­вую сферы своей компетенции. Только после второй мировой вой­ны в зарубежных конституциях появились нормы, содержащие важнейшие положения и обязательства, которыми должно руко­водствоваться то или иное государство в своей внешнеполитичес­кой деятельности.

Имеющиеся сегодня в конституциях зарубежных государств положения, касающиеся формирования и проведения их внешней политики, условно можно разделить на три большие группы: 1) положения, в которых дается формулировка важнейших прин­ципов внешней политики; 2) положения, относящиеся к распреде­лению внешнеполитической компетенции между федерацией и зем­лями, кантонами, штатами и другими субъектами федеративного государства (территориальные образования в унитарном государ­стве внешнеполитической компетенцией не обладают); 3) положе­ния, содержащие разграничение внешнеполитических полномо­чий между высшими органами государства.