logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Формы правления в арабских странах. Монархия

351

Каждый министр несет перед Эмиром индивидуальную ответствен­ность за исполнение своих обязанностей и реализацию полномо­чий своего министерства". Таким образом, несмотря на довольно широкие прерогативы, Совет министров остается всего лишь ис­полнительным органом при Эмире.

Конституции Катара и ОАЭ не предусматривают каких-либо выборных органов. Вместе с тем они ввели такой государственный институт, как назначаемый сверху консультативный совет. В Ка­таре это Маджлис аш-шура, в ОАЭ — Федеральное Националь­ное собрание, в котором эмираты представлены назначенными членами (от четырех до восьми представителей).

Консультативные советы в этих странах не являются органа­ми законодательной власти, поскольку они назначаются эмирами, ■аделены чисто совещательными функциями, а их решения не )язательны для исполнения со стороны главы государства или означаемого им правительства. Их созыв и роспуск осуществля-?я по указу главы государства и с согласия совета министров, /брание эмиратов и Консультативный совет Катара не имеют ..рава проводить сессии без официального разрешения, и консти­туции специально оговаривают, что такое заседание, если оно состоится, считается недействительным. Главам государств пре­доставлено также право досрочного прекращения работы сессий. За консультативными советами конституции не закрепляют пра­во на законодательную инициативу.

В соответствии с Основным законом Катара Эмир утвержда­ет и промульгирует законы после обсуждения их в Консультатив­ном совете. Однако при этом вовсе не обязательным является факт одобрения законопроекта в Консультативном совете. Таким обра­зом, на практике законодательный процесс сводится к тому, что Эмир, как глава правительства, сам непосредственно руководит разработкой законопроекта, а затем, как глава государства, при­нимает закон. Такой же порядок сохраняется в Катаре и при зак­лючении международных договоров.

Если в стране создается чрезвычайная обстановка, требую­щая принятия безотлагательных мер, Эмир издает указы, имею­щие силу закона, без соблюдения формальной процедуры выслу­шивания мнения Консультативного совета.

Таким образом, Конституции Катара и ОАЭ утверждают не­равноправные отношения между исполнительной властью и дей­ствующими институтами сословного представительства, что превращает консультативные советы в придаток правительствен­ного аппарата, действующего под строгим контролем верховных правителей. В целом вся компетенция консультативных советов сводится к "выражению своего мнения", так как в законе нет положения, обязывающего главу государства следовать рекомен­дациям совета.

Несмотря на ограниченность своих полномочий в сфере воз­действия на исполнительную власть, конституционные положе­

25 Кокстит. право зарубежных стран

351