logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 23. Основы конституционного права стран снг

шанская автономная область), в Узбекистане (Республика Кара-калпакстан), на Украине (Автономная Республика Крым). В Кон­ституции Грузии (ст. 1) также закреплено, что "Грузия — незави­симое, единое и неделимое государство, что подтверждено ре­ферендумом, проведенным 31 марта 1991 года на всей территории страны, включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 года". Автономные госу­дарственные образования в этих государствах обладают полити­ческой самостоятельностью в установленных конституцией преде­лах.

Правовой статус автономных образований определяется в конституциях этих государств, а также в конституциях самих ав­тономных республик и в специальных законодательных актах, по­священных правовому статусу этих автономий, как, например, Закон Украины "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 г. Степень автономии в некоторых государствах СНГ, имею­щих автономные государственные образования, достаточно ши­рока. Так, в Конституции Азербайджанской Республики Нахиче-ванской Автономной Республике посвящена глава 9, в которой говорится, что Нахичеванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республи­ки и ее правовой статус устанавливается как Конституцией Азер­байджанской Республики, так и Конституцией Нахичеванской Автономной Республики (ст. 163 Конституции Азербайджанской Республики).

Необходимо отметить, что конституции некоторых стран, в состав которых входят государственные образования, не ограни­чиваются предоставлением только тех прав, которые обычно свой­ственны автономии. Так, например, Конституция Республики Уз­бекистан в специальной гл. 17 "Республика Каракалпакстан" (ст. 70) провозглашает Республику Каракалпакстан суверенным государ­ством, которое входит в состав Узбекистана и наделено правом выхода из состава Узбекистана "на основании всеобщего референ­дума народа Каракалпакстана" (ст. 74 Конституции Узбекистана). Отношения Узбекистана и Каракалпакстана в рамках Конститу­ции Узбекистана регулируются договорами и соглашениями, а споры между этими двумя государствами "решаются путем согла­сительных процедур" (ст. 74 Конституции Узбекистана). В данном случае из смысла вышеприведенных положений Конституции Уз­бекистана можно провести аналогию с распределением компетен­ции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституции других стран СНГ, имеющих в своем составе автономные образования, ограничиваются предоставлением этим автономиям полномочий только в социальной, экономической, культурной сферах жизни, как, например, в Конституции Рес­публики Таджикистан (ст. 83 гл. 7), посвященной Горно-Бадахшанс-кой автономной области. Объем полномочий автономных образова­