logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Конституционное право Израиля

373

Государство Израиль основано на принципах свободы, справедли­вости и мира в их понимании израильскими пророками. Оно обес­печивает полное социальное и политическое равноправие всех граждан, независимо от религиозных, расовых и половых разли­чий. Оно гарантирует свободу вероисповедания, свободу совести и выбора языка, право на образование. Государство принимает на себя обязанность охраны святых мест всех религий, а также со­блюдения принципов Устава ООН. Декларация независимости офи­циально провозгласила, что вновь созданное государство откры­то для репатриации евреев всего мира.

Некоторые израильские юристы предлагали считать Декла­рацию независимости конституцией Израиля, однако такая точка зрения даже в официальных кругах Израиля вызывает сомнения. Принципы Декларации — это в основном идеалы, изложенные в виде политического кредо, которые не имеют силы конституци­онных норм и не оказывают прямого воздействия на другие зако­ны. Израильские суды не считают Декларацию независимости юридическим основанием для предъявления гражданином иска в суд в отношении действий государственных органов, хотя все го­сударственные органы при осуществлении своей деятельности должны руководствоваться принципами, изложенными в Декла­рации независимости Израиля.

Необходимо отметить уникальность конституционной систе­мы Израиля, которая характеризуется отсутствием единой писа­ной конституции в качестве основного закона государства. Хотя термин "основной закон" используется в конституционном праве Израиля, он предполагает совокупность многих законодательных актов, принимаемых парламентом в порядке обычной законода­тельной процедуры. По мнению израильских юристов, в понятие "основной закон" Израиля следует включать законы, касающиеся структуры государственных органов, а также некоторых других вопросов, которые в других демократических государствах под­падают под действие специальных конституционных законов: пар­ламент, правительство, президентские полномочия, армия, мес­торасположение столицы, судопроизводство и финансовая систе­ма. В израильской конституционной системе используется терминология "основных законов" в отличие от законов дополни­тельных или вспомогательных.

Израильский метод разработки конституции уникален и от­личается определенным отсутствием логики. Под действие основ­ных законов подпадают вопросы, связанные с государственной собственностью, в то время как такие основополагающие законы, как Закон о возвращении (1950 г.) и Закон о равноправии женщин (1951 г.) вообще на входят в понятие основных законов. Права граж­дан признаются судебной практикой, хотя юридическая основа их расплывчата и в отличие от других демократических государств не закреплена в каком-либо едином акте. Различные законода­тельные акты так называемых "основных законов" предполагает­

374 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

Правовое положение граждан

В силу специфики образования Государства Израиль, а так­же таких факторов, как отсутствие единой писаной конституции, постоянный приток иммигрантов из различных регионов мира,

ся в дальнейшем объединить в тексте единой конституции. Пока трудно сказать, каким образом в текст будущей писаной консти­туции могут быть инкорпорированы действующие законы еще периода Османской империи, законы, которые основываются на обычаях и нормах английского права, сохранившиеся еще с пери­ода мандатного статуса Палестины, и законы, базирующиеся на догмах религиозного права при сохранении светского характера израильского государства.

Отсутствие в Израиле единой писаной конституции израильс­кие юристы объясняют несколькими причинами. В первые годы ста­новления нового государства принять надлежащим образом оформ­ленную конституцию было невозможно в силу общего нечеткого характера политической системы и общих целей государства, нахо­дящегося в состоянии непрекращающейся войны с арабскими стра­нами, являвшегося объектом массовой международной иммиграции еврейского населения, не имевшего четко установленной террито­рии и границ, так как сам Израиль воздерживался от определения своих границ. Поскольку соседние арабские государства не призна­вали территорию Израиля, израильское законодательство опреде­ляло эту территорию как "районы действия" его законодательства. Границы Израиля стали результатом арабо-израильских войн. Гра­ница с Египтом, например, быгла официально установлена после заключения египетско-израильского мирного договора. Кроме того, на отсутствие упоминания государственной территории в ряде офи­циальных документов оказывают влияние и концепции некоторых израильских юристов, доказывающих, что территория не являет­ся необходимым элементом понятия государства.

Определенное воздействие на израильское законодательство оказала практика конституционного права Великобритании, в которой также отсутствует единая писаная конституция. И, нако­нец, особое значение в решении вопроса о постоянной конститу­ции имело негативное мнение ортодоксальных религиозных кру­гов, опасавшихся снижения своего влияния на общественную и государственную жизнь страны.

К настоящему времени в качестве Основных законов, приня­тых израильским парламентом и составляющих основу конститу­ции, действуют следующие акты: Закон о Кнессете (1958 г.), За­кон о землях Израиля (1960 г.), Закон о президенте государства (1964 г.), Закон о правительстве (1968 г.), Закон о государствен­ной экономике (1975 г.), Закон об армии (1976 г.), Закон об Иеру­салиме, столице Израиля (1980 г.), Закон о гражданских судах (1984 г.) и ряд других.