logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 8. Глава государства в зарубежных странах

становления, характеризующие статус главы государства в обла­сти внешних сношений и конкретизирующие его полномочия, встречаются преимущественно в конституциях, принятых после второй мировой войны. "Президент Республики — записано в Ос­новном законе ФРГ — представляет Федерацию в международ­ных правовых сношениях" (ст. 59). Примерно так же определяется положение монарха в Испании. "Король — гласит Конституция — осуществляет высшее представительство Испании в международ­ных отношениях" (ст. 56). Несколько более специализированный характер носят правовые нормы, используемые в республиках со смешанной формой правления. Так, согласно французской Кон­ституции, "президент Республики ведет переговоры о заключе­нии договоров и ратифицирует их" (ст. 52). Весьма лапидарна Кон­ституция США, которая наделяет президента правом "по совету и с согласия сената" заключать международные договоры и на­значать дипломатических и консульских представителей (разд. 2 ст. II). Исключительно широкие полномочия американского пре­зидента основаны не на тексте Конституции, а на решениях Вер­ховного суда, резолюциях Конгресса и доктрине "внешнего суве­ренитета". Последняя исходит из утверждения, что "внешний" суверенитет в отличие от "внутреннего" не является производ­ным от передачи полномочий штатов, а вытекает из акта образо­вания федерации. Поскольку же президент — единоличный носи­тель федеральной исполнительной власти, а осуществление внеш­ней политики образует ее прерогативу, соответственно руководство внешней политикой отнесено к ведению главы государства.

При установлении реальных внешнеполитических полномо­чий главы государства нельзя исходить только из конституцион­ного текста. В Основном законе ФРГ они определяются, напри­мер, значительно шире, нежели в американской Конституции, хотя действительность прямо противоположна. Решающее значе­ние имеет практика функционирования конституционного меха­низма. В странах с парламентарными формами правления все пол­номочия главы государства осуществляются правительством и его руководителем. В республиках со смешанной формой правления в зависимости от расстановки политических сил возможно как еди­ноличное руководство внешней политикой со стороны главы госу­дарства, так и определенное разделение полномочий между ним и главой правительства. В президентских республиках глава госу­дарства занимает явно доминирующие позиции в области руко­водства и управления внешними делами. Таким образом, нацио­нальная практика в области осуществления внешнеполитических полномочий отличается значительным разнообразием. Тенденции к концентрации оперативного руководства внешними сношениями противостоит в демократических странах тенденция к сохранению возможности контроля за ее проведением другими высшими орга­нами. Поэтому, даже в президентских республиках, где глава го­сударства располагает обширными полномочиями в области руко­