logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 18. Основы конституционного права Италии

онное положение реализуется в двух плоскостях — политической и судебной. Статья 89 Конституции прямо указывает на то, что любой акт президента должен быть контрасигнован предложив­шими его министрами, которые несут ответственность за этот акт. Что касается возможности уголовно наказуемых действий, то президент ответствен лишь за государственную измену или пося­гательство на Конституцию (ст. 90). В этом случае Парламент на совместном заседании палат и абсолютным большинством голосов своего состава должен принять решение о придании президента суду-

Президент является главой своего рабочего аппарата — пре­зидентской администрации. Она, в свою очередь, делится на граж­данскую и военную части.

Правительство (Совет министров)

Правительство в политической жизни Италии является выс­шим органом исполнительной власти, обеспечивающим функци­онирование всей политической и административной системы госу­дарства. В состав правительства входят председатель Совета ми­нистров и министры, которые вместе образуют Совет министров.

Правительство Италии обладает широкой функциональной автономией и осуществляет свои исполнительные полномочия в большем объеме, нежели в аналогичных республиках парламент­ского типа. В этой связи в итальянской конституционной доктрине обращается внимание на то, что правительство в условиях сла­бой президентской власти как бы восполняет конституционную "политическую безответственность" президента и берет на себя многие его полномочия. Именно в этом смысле понимается, в ча­стности, ст. 89 Конституции, согласно которой никакой акт прези­дента не действителен, если он не контрасигнован председателем Совета министров или министрами, ответственными за этот акт.

Правительство выступает с законодательными инициати­вами, обеспечивает принятие законов и декретов. Особого внима­ния заслуживает возможность осуществления правительством прямых законодательных функций в соответствии со ст. 76 и 77 Конституции. В случаях необходимости и срочности правитель­ство под свою ответственность принимает временные положения, наделяемые силой закона. Однако такие срочные декреты долж­ны быть представлены в тот же день в Парламент для их последу­ющего утверждения.

Председатель Совета министров. С иерархической точки зре­ния глава правительства не обладает какими-либо правовыми преимуществами по сравнению с другими министрами и является своего рода "первым среди равных". Однако на практике с момен­та принятия ныне действующей Конституции роль председателя Совета министров постоянно увеличивалась. Во многом это оказа­лось возможным благодаря тому, что в Конституции 1947 г. (труд­