logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

принадлежит право координировать деятельность министров и возглавляемых ими министерств и других исполнительных орга­нов, разрешать спорные вопросы между ними, заслушивать от­четы министров. Министры руководят своими ведомствами в со­ответствии с общей политикой правительства и конкретными ука­заниями президента. Министры, хотя это и не зафиксировано в законодательстве, обязаны беспрекословно подчиняться главе правительства, строго выполнять любые его указания. В случае несогласия с мнением президента министр либо должен отка­заться от своего мнения, либо уйти в отставку. По сути дела исполнительная власть в латиноамериканских странах полнос­тью концентрируется в руках президента, члены кабинета ми­нистров фактически не обладают никакой самостоятельностью, а сам кабинет выполняет лишь функции консультативного орга­на при президенте.

В странах Латинской Америки довольно своеобразные вза­имоотношения президента с законодательными органами власти, резко отличающиеся от аналогичных взаимоотношений в США. Суть этих взаимоотношений всегда состояла в откровенном кон­троле исполнительной власти в лице президента и правитель­ства за деятельностью национального конгресса. Прежде всего, президент в латиноамериканских странах активно воздейству­ет на законодательный процесс путем направления в конгресс специальных посланий. Это могут быть ежегодные послания кон­грессу, а также послания по отдельным вопросам внутренней и внешней политики. По сложившейся практике ежегодные посла­ния президента содержат детальную характеристику существу­ющего положения в стране, предлагаемые изменения в законо­дательстве, которые президент и правительство считают необ­ходимым рассмотреть и принять на сессии конгресса, что на деле означает обязательную программу законодательной деятельнос­ти. Помимо направления конгрессу специальных посланий в фун­кции президента может входить издание специальных законода­тельных декретов. На практике это приводит к тому, что це­лый ряд важнейших государственных актов принимается не в форме закона, проводимого через конгресс, а в форме декрета, единолично принятого президентом. Примеры законодательных актов, издаваемых президентом, многочисленны и весьма обшир­ны по сфере их применения. В Мексике, например, эта сфера простирается от порядка сбора налогов до введения в действие уголовного, гражданского и других кодексов. При этом конститу­ция разрешает президенту в особых случаях даже вводить своим декретом в действие ежегодный бюджет страны. Обширны пол­номочия президента по внесению законопроектов. В последние десятилетия проявляется тенденция ко все большему сосредото­чению законодательной инициативы в руках президента и воз­главляемого им правительства. Они являются главным источни­ком законопроектов, которые почти автоматически трансформи­