logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Конституция и конституционное развитие

Предложенная поправка вызвала решительное возражение со стороны представителей почти всех политических партий, кро­ме голлистской, созданной в целях поддержки политического курса главы государства. Главный довод противников конституционной реформы заключался в том, что предложенная поправка умолит значение национального Парламента и усилит роль и влияние единоличного главы государства. Обосновывалось это тем, что в случае реформы депутатам Парламента, избиравшимся по ок­ругам, будет противостоять единоличный Президент, получаю­щий отныне свои полномочия непосредственно от всего населе­ния страны.

Возник острый политический кризис. Депутаты Национально­го собрания подавляющим большинством голосов одобрили резо­люцию порицания Правительству, которая явно была направлена против Президента. В ответ на это решение нижней палаты Пар­ламента Президент распустил Национальное собрание, назначил досрочные выборы и воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы вынести на референдум предложенный им проект, вопреки требованиям конституционной процедуры. Формальным основани­ем для проведения референдума явилась ст. 11 Конституции, пре­дусматривающая, в частности, возможность реформы системы государственной власти. И хотя, по мнению большинства специа­листов в области конституционного права, подобное решение было неправомерным, воспротивиться ему распущенный Парламент был не в состоянии. Референдум был проведен, и проект реформы был одобрег большинством голосов избирателей. Начиная с выборов 1965 г. Президент стал избираться прямым всеобщим голосованием.

Последующие конституционные пересмотры касались менее важных, хотя и существенных вопросов конституционно-правового развития Французской Республики. Так, путем конституционных поправок были изменены даты и сроки парламентских сессий. Изме­нен круг субъектов, пользующихся правом обращения с запросом в орган конституционного контроля, несколько изменен порядок замещения поста Президента Республики в случае досрочной ва­кансии. Четырежды изменения в Конституцию вносились в 90-е гг.

Пожалуй, один из наиболее значительных конституционных пересмотров был осуществлен в связи с введением в действие Маастрихтского договора о создании Европейского Союза. Орган конституционного контроля, куда был направлен запрос Прези­дента Республики, констатировал невозможность ратификации без внесения изменений во французскую Конституцию в силу несов­местимости текста Маастрихтского договора и основного закона Республики. Ситуацию урегулировали путем внесения изменений в Конституцию, использовав для этого процедуру Конгресса.

Однако, исходя из ситуации, сложившейся в стране, и при­нимая во внимание некоторые события за пределами Франции, Президент Республики, несмотря на положительное заключение Конгресса, принял решение о вынесении проекта Договора о со­

209