logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Конституционные принципы внешней политики

Новым в конституционном законодательстве ряда зарубеж­ных государств является принципиальное признание возможнос­ти ограничения государственного суверенитета. Так, действую­щая Преамбула к Конституции Франции 1946 г. устанавливает, что "на условиях взаимности Франция соглашается на ограниче­ние суверенитета, необходимое для организации и защиты мира". Сходные формулировки содержатся в ст. 11 Конституции Италии. В Конституции Греции (ст. 28) указывается, что "решение об ог­раничении в осуществлении своего национального суверенитета должно приниматься добровольно и допускается лишь в той мере, в какой это диктуется высшими национальными интересами и не затрагивает права человека и основы демократического режима и осуществляется на основе принципа равенства при соблюдении взаимности". В одном из трех конституционных законов Швеции — Форме правления 1974 г. говорится, что права государственных органов могут в целях мирного сотрудничества в определенном объеме передаваться международной организации, к которой го­сударство присоединилось или желает присоединиться, или Меж­дународному суду. Наиболее детально возможность ограничения государственного суверенитета урегулирована в Основном законе ФРГ. В ст. 24 этого закона сказано, что Федерация может законом передать суверенные права межгосударственным учреждениям. С момента передачи суверенных прав органы межгосударственного объединения получают право действовать самостоятельно, ока­зывая влияние на граждан и иных субъектов права государств — членов этого объединения. Установленные этими органами нормы права и принятые на основе последних административные акты обладают прямым действием на территории государств-членов. Таким образом, нормы конституций зарубежных государств о воз­можной передаче части суверенных прав межгосударственным объединениям содержат конституционно-правовое уполномочение для одобрения конституционным законодателем необходимых ис­ходных правил, лежащих в основе организации и деятельности межгосударственных объединений, и применения их в каждом конкретном случае.

Так, межгосударственное объединение Европейский Союз обладает собственной публичной властью, которая является само­стоятельной в отношении государственной власти отдельных госу­дарств-членов и независимой от них. Нормативные акты ЕС не нуждаются в подтверждении государствами-членами, а равным образом не могут быть ими отменены или изменены. Договор об образовании этого объединения представляет собой нечто вроде конституции. На основании данного акта органы ЕС не только на­деляются нормотворческими функциями: в нем специально огова­ривается, что принимаемые этими органами акты имеют приори­тет перед нормами национального права.

Конституции некоторых зарубежных государств особо огова­ривают возможность участия в государственных союзах. Так, в

151