logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 16. Основы конституционного права Франции

помимо членов бюро также председателей партийных и

председателей постоянных комиссий.

Каждая палата создает шесть постоянных комиссий. Поми­мо этого для изучения отдельных вопросов или проектов могут образовываться временные специальные комиссии, а также ко­миссии по контролю и расследованию. Наибольшую роль играют постоянные комиссии, на рассмотрение которых передаются за­конопроекты и законопредложения, принятые к рассмотрению палатами. Такие комиссии образуют свои бюро и назначают гене­ральных докладчиков, которые излагают мнение и решение ко­миссии по рассматриваемым ею вопросам. Заседание комиссии является по общему правилу закрытым. В работе комиссий могут участвовать представители Правительства, которые должны быть выслушаны по их требованию.

Согласно Конституции законодательный акт считается при­нятым Парламентом, если он одобрен в идентичной редакции обе­ими палатами. Из этой формулы можно заключить, что в осуще­ствлении законотворческой деятельности обе палаты равноправ­ны. Однако это не совсем так. Если обе палаты не придут к согласию относительно обсуждаемого законодательного акта, Правитель­ство может просить Национальное собрание вынести окончатель­ное решение. Конечно, в данном случае решающая роль принад­лежит самому Правительству, а не Парламенту. Тем не менее при разногласиях между палатами именно Национальному собра­нию предоставляется возможность сказать последнее слово.

Национальное собрание решает окончательно вопрос о судь­бе государственного бюджета. Нижняя палата, и только она, осу­ществляет в полном объеме контроль за деятельностью Прави­тельства. Только Национальное собрание вправе отказать в дове­рии или принять резолюцию порицания, влекущие за собой отставку Правительства. Правда, Премьер-министр может выс­тупить в Сенате с заявлением по вопросам общей политики, но это зависит от его собственного усмотрения и не влечет за собой голосования по вопросу о правительственной политике.

Полномочия Парламента в целом аналогичны тем, которые традиционно осуществляет представительный орган и в других демократических странах. Это, во-первых, законодательные пол­номочия, во-вторых, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, в третьих, контроль за деятельностью исполнительной власти, в четвертых, решение вопросов войны и мира. И все же механизм реализации этих полномочий в Пятой республике отличается большим своеобразием.

Прежде всего ограничена сфера применения закона. Статья 34 Конституции содержит конкретный перечень вопросов, по кото­рым могут быть приняты законодательные акты или определены законом основные начала и принципы. Сфера законотворчества может быть расширена путем принятия специального органичес­кого закона. Практика Пятой республики не знает такого рода