logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Системы местного самоуправления 142

В большинстве стран Латинской Америки не осуществляется прямого централизованного управления местными органами, а создается система, при которой представитель центра наделяется лишь контрольными функциями и действует наряду с руководите­лем муниципалитета, избираемым населением или советом. Так, в соответствии с Конституцией Эквадора 1980 г. в провинциях изби­раются провинциальные советы во главе с префектами, а цент­ральную администрацию представляет губернатор, в кантонах действуют муниципальные советы, возглавляемые алькальдами, хотя главным административным лицом является так называемый "политический руководитель". Функции назначаемых представи­телей центра официально сводятся к руководству полицией и над­зору за деятельностью выборных учреждений, а фактически рас­пространяются и на повседневный контроль за работой выборных учреждений.

Представители центральных властей, осуществляя админис­тративный надзор в отношении органов местного самоуправле­ния, могут проверить законность актов, принятых этими органа­ми и их соответствие действующему законодательству. Иногда решения органов местного самоуправления не вступают в силу до ознакомления с ними представителя правительства. Если в специ­ально установленный срок от него не поступает принципиальных возражений, решение вступает в законную силу. Отменить реше­ние органа местного самоуправления администратор сам не име­ет права, но может оспорить это решение в судебном порядке.

В свою очередь органы местного самоуправления могут в су­дебном порядке защищать свои права, объем своей компетенции в случае попыток нарушения автономии этих органов не только от представителя правительства, но и в целом от правительства, главы государства, парламента страны.

В административно-территориальном делении в современных странах наблюдается большое разнообразие, диктуемое во мно­гом историческими традициями и экономической целесообразнос­тью, поэтому и характерной чертой местного самоуправления является чрезвычайное разнообразие организационных форм их построения и прямая зависимость их от местных условий (гео­графических, социально-экономических, производственных, де­мографических и т. д.). В американских штатах, например, основ­ными административно-территориальными подразделениями яв­ляются графства, которых насчитывается свыше трех тысяч. Они различаются по численности населения и размерам территории. В ряде штатов графства делятся на тауны и тауншипы — т. е. свободный тип компактных городских и сельских поселений. Аме­риканские города, как правило, относятся к типу муниципальных корпораций, в которых проживает около 2/3 населения всей страны. Административно-территориальная организация США предпола­гает и особые подразделения в штатах — специальные округа, которые создаются для управления теми направлениями местной

143