logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

ные соглашения, не требующие ратификации, утверждаются правительством (ст. 52 Конституции Франции, п. 2 ст. 59 Основного закона ФРГ). Ратификационные грамоты, подписываемые главой государства, в большинстве стран скрепляются подписью премьер-министра.

Правительство играет решающую роль в назначении дипло­матических представителей, даже если оформление таких назна­чений отнесено к ведению главы государства. (В США их произво­дит президент "по совету и с согласия Сената".) На заседаниях правительства систематически заслушивается информация мини­стра иностранных дел. В некоторых странах (например, в Японии) такого рода информация должна предоставляться парламенту гла­вой правительства. Несмотря на то что вопросы международной жизни обычно широко комментируются средствами массовой ин­формации, действительные сведения о подготовке и принятии внешнеполитических решений и планируемых акциях держатся в строжайшей тайне. "Утечки" соответствующей информации, ши­роко известные в практике США и других стран, обычно органи­зуются самой администрацией и преследуют определенные поли­тические цели.

К ведению правительства в большинстве стран либо фор­мально, либо фактически отнесено участие в решении вопросов войны и мира. Согласно конституциям ряда стран, в распоряже­нии правительства находятся вооруженные силы. Оно руководит военной администрацией и обороной страны, принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации. Все это открывает широ­кие возможности для принятия исполнительной властью решения о начале военных действий без получения предварительного со­гласия парламента. Нередко парламент ставят перед свершившимся фактом. Так, английское правительство информировало парла­мент об использовании вооруженных сил за пределами страны буквально за несколько часов до начала военных действий в зоне Суэцкого канала в 1956 году и уже во время начавшегося Фолк­лендского кризиса 1982 года. Нередко администрация прибегает и к искажению информации о событиях в целях получения согласия парламента на военные акции (как было, например, при приня­тии Тонкинской резолюции, приведшей к многолетней войне США в Индокитае).

Чрезвычайные полномочия правительства

В странах с парламентарными формами правления правитель­ству в случае внутренних волнений или внешней угрозы принад­лежит право принятия чрезвычайных мер. Формально таким пра­вом наделяется обычно глава государства, однако реально он осу­ществляет эти полномочия только в президентских и смешанных республиках, а также в странах с монократическим режимом прав­