logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Республиканская форма правления

365

рантирует гражданам свободу совести и отправления религиозных обрядов при условии ненарушения публичного порядка, свободу слова и выражения мысли, свободу собраний и ассоциаций (вклю­чая гарантии пользования профсоюзными правами), неприкосно­венность жилища и тайну переписки, свободу передвижения, вы­бора местожительства и выезда из страны.

Следуя международно-правовым стандартам в области прав человека, тунисская Конституция запрещает высылать граждан за пределы страны или препятствовать их возвращению на роди­ну. Не допускается выдача политических беженцев.

К числу основных обязанностей граждан Конституцией от­несены оборона родины, защита ее целостности и неприкосновен­ности, а также уплата налогов и публичных сборов, устанавлива­емых на справедливой основе.

Одновременно подчеркивается, что гражданин пользуется всей полнотой своих прав в порядке и на условиях, предусмот­ренных законом. Эти права могут быть ограничены только законом в интересах уважения прав других граждан, в целях всеобщей безопасности, национальной обороны, экономического процвета­ния и социального прогресса.

Правовой статус личности закреплен Конституцией в самых общих чертах. Детальное регулирование основных прав, свобод и обязанностей граждан осуществляется текущим законодательством. Так, например, порядок реализации свободы печати определяется Законом № 88-89 о печати 1988 г., содержащим основные гаран­тии осуществления этого конституционного права. Важной гаран­тией свободы слова является ограничение концентрации периоди­ческой печати: любому издателю запрещается владеть и контро­лировать более 30% общего тиража однопрофильных изданий.

Пример существенной коррекции конституционных норм — Закон о личном статусе, запрещающий полигамию, один из важ­нейших институтов мусульманского брачносемейного права, в то время как Конституция в своей преамбуле провозглашает вер­ность основным заповедям ислама.

Центральное место в Конституции отводится вопросам фор­мирования, организации и деятельности высших органов государ­ственной власти и управления. По форме правления Тунис — пре­зидентская республика, характеризующаяся сосредоточением основных прерогатив государственной власти в руках президента.

Президент Туниса избирается на пятилетний срок всеобщи­ми прямыми выборами при тайном голосовании. Переизбрание одного и того же лица на должность президента допускается не более чем на два срока подряд.

Упразднив институт пожизненного президентства, закон ус­тановил не только нижнюю границу возрастного ценза для канди­дата (40 лет), но и его верхний предел — 70 лет.

По Конституции тунисский президент одновременно и глава государства, и лицо, осуществляющее исполнительную власть. В

365 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

первом качестве он направляет общегосударственную политику, определяет ее приоритеты, информируя об этом Палату депута­тов. Президент является верховным главнокомандующим воору­женными силами. С одобрения парламента он объявляет войну и заключает мир. Президент наделяется правом помилования. Осу­ществляя традиционные полномочия главы государства, он на­значает дипломатических представителей Туниса за рубежом и принимает аккредитацию иностранных послов, назначает на выс­шие гражданские и военные должности по предложению прави­тельства.

Конституция наделяет президента чрезвычайными полномо­чиями в случае возникновения опасности существованию респуб­лики, создания препятствий нормальной работе государственных учреждений. В этих случаях президент после консультаций с пре­мьер-министром и председателем Палаты депутатов вправе при­нимать любые диктуемые указанными обстоятельствами чрезвы­чайные меры, за исключением роспуска парламента и постановки вопроса о доверии правительству.

Основной закон подчеркивает, что исполнительная власть осуществляется главой государства при содействии Совета мини­стров. Президент назначает премьер-министра, а по его предло­жению — остальных членов правительства. Главе государства принадлежит право распустить правительство или освободить от должности любого из его членов по собственному усмотрению либо по совету премьер-министра..Важнейшая обязанность президента как главы исполнительной власти заключается в наблюдении за исполнением законов. Наряду с этим он наделяется регламентар-ными полномочиями, которые полностью или частично могут быть делегированы премьер-министру.

Конституционный механизм предоставляет президенту воз­можность влиять на сферу законотворчества. Ему принадлежит право законодательной инициативы (причем президентские зако­нопроекты рассматриваются в приоритетном порядке), право про­мульгации законов. Президент имеет возможность оказывать се­рьезное влияние на законодательную деятельность Палаты депу­татов с помощью отлагательного вето: он может отклонить принятый парламентом законопроект, возвратив его в течение 15 дней на новое рассмотрение. Отлагательное вето преодолевается повтор­ным принятием законопроекта двумя третями депутатов, и закон вступает в силу.

Предусмотрено, что Палата депутатов вправе делегировать президенту полномочия по принятию декретов, имеющих силу закона, по строго определенному кругу вопросов (в том числе и входящих в компетенцию парламента) и на оговоренный срок. При­нятые таким образом акты подлежат утверждению Палатой депу­татов после истечения данного срока. Декреты-законы глава госу­дарства может издавать в соответствии со ст. 31 в период между парламентскими сессиями с согласия соответствующей постоян­