logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 5. Система государственных органов Франции

224

расширения сферы полномочий. Можно даже считать, напротив, что в связи с расширением сферы применения референдума не­сколько сужается возможность законотворчества Парламента в экономической и социальной сферах.

Исполнительная власть активно участвует в законодатель­ном процессе практически на всех его этапах, оказывая весьма существенное воздействие на порядок прохождения и вотирова­ние законодательных актов.

Законопроект проходит в каждой палате несколько чтений. Первое состоит во внесении законопроекта или предложении за­кона в бюро одной из двух палат Парламента и в решении о при­нятии его к рассмотрению. (Кроме проектов финансовых актов, они всегда вносятся первоначально в бюро Национального собра­ния.) Право законодательной инициативы практически почти пол­ностью монополизировано Правительством. Свыше .90% законов, вотированных Парламентом, принимаются на основе правитель­ственных текстов. Второе чтение состоит в рассмотрении законо­проекта в соответствующей комиссии и его представлении для об­суждения пленумом палаты. На этом этапе Правительство может потребовать голосование по проекту в том виде, как он был пред­ставлен Правительством, и с учетом лишь тех поправок, которые не вызвали возражений с его стороны. Третье чтение состоит в голосовании по проекту в целом.

После того как текст законопроекта одобрен, он передается на рассмотрение другой палаты, где повторяется примерно та же самая процедура. В случае возникновения разногласий между палатами Премьер-министр имеет право созвать согласительную комиссию, создаваемую на паритетных началах. Если комиссия выработала взаимоприемлемый текст и он одобрен палатами, за­конопроект передается на подпись Президенту Республики. Если палаты вновь не пришли к согласию, Премьер-министр имеет право просить Национальное собрание вынести окончательное решение. При принятии органического закона, издание которого прямо предусмотрено Конституцией, для одобрения предложен­ного проекта Национальным собранием необходимо, чтобы он по­лучил поддержку абсолютного большинства членов палаты. Орга­нические законы до их вступления в силу в обязательном поряд­ке передаются на рассмотрение Конституционного совета, призванного подтвердить их соответствие Конституции страны. Если же органический закон вносит изменение в статус Сената, то он может быть одобрен только в том случае, если получил поддержку в обеих палатах Парламента.

Президент Республики должен промульгировать одобренный палатами закон в течение 15 дней по его получении. Однако в рамках этого срока он может просить Парламент о повторном рас­смотрении, в чем ему не может быть отказано, а также напра­вить этот текст на рассмотрение Конституционного совета, что прерывает предусмотренный срок давности. Должным образом во­

224