logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 17. Основы конституционного права фрг

ветственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, жилье, помощь в случае болезни, об­разование и т. п.

Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государ­стве (ч. 1 ст. 20). Принцип федерализма относится к основополага­ющим принципам конституции. Нерушимость федеративного уст­ройства государства гарантирована ч. 3 ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагива­ющих деление Федерации на земли и сотрудничество земель. Это, однако, не означает, что не могут меняться формы федеративной организации государства. Неизменным должен быть принцип де­ления Федерации на земли, но не само современное деление; непременным должно быть участие земель в федеральном зако­нодательном процессе, но объем их прав в этой области может меняться.

Основной закон регулирует очень важные аспекты во внеш­неполитической сфере. Он устанавливает запрет на действия, спо­собные нарушить мирное сосуществование народов и предприни­маемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению аг­рессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы (ч. 1 ст. 26). Часть 2 этой же статьи содержит важное дополнение: "Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготовляться, вво­зиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства".

Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе. Подчеркивается, что участие ФРГ в объединенной Евро­пе базируется на общности принципов демократии, правовой и социальной государственности. Германское государство может путем издания федерального закона, требующего одобрения Бун­десрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Европейского Союза Федераль­ное правительство должно незамедлительно информировать Бун­дестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение. На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата. Последний может назначить своего представителя.

Изменения и дополнения к конституции

По способу изменения Основной закон ФРГ можно отнести к жестким конституциям. Это, однако, не мешало довольно часто изменять его и дополнять. За 50 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям и допол­нениям свыше 100. Добавлены три новых раздела, в текст Основ­