logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

ной гвардии и вооруженных сил в соответствии с законом и кон­ституцией; принимать в надлежащих случаях присягу у прези­дента страны, членов верховного суда и других должностных лиц, которые должны приносить такую присягу перед членами законодательного органа; принимать в период между сессиями законопроекты, направляемые в палаты, и передавать их для заключения в постоянные комитеты палат для рассмотрения на ближайшей сессии; созывать по своей инициативе или по пред­ложению исполнительной власти внеочередные сессии законода­тельного органа, причем решение в обоих случаях принимается большинством в 2/3 присутствующих членов. В решении о созы­ве указывается вопрос или вопросы, вносимые на рассмотрение внеочередной сессии: об одобрении или отказе в одобрении сде­ланных президентом республики назначений членов верховного суда вместо выбывших; о предоставлении отпуска президенту республики и назначении лица, исполняющего его обязанности на этот период; о предоставлении отпуска членам верховного суда; об утверждении произведенных президентом республики назначений послов, дипломатических представителей, генераль­ных консулов, высших должностных лиц казначейства, высших должностных лиц армии, флота и военно-воздушных сил в по­рядке, установленном законом.

Полномочия

Объем полномочий представительных органов стран Латинс­кой Америки, закрепленный конституциями и реально осуществ­ляемый на практике, весьма различен в зависимости от формы политического режима, установленного в стране. Наиболее зна­чительны и реально выражены эти полномочия в странах с либе­рально-демократическим режимом, в наибольшей степени огра­ничены и формализованы — в условиях авторитарных режимов, когда наряду с представительными органами аналогичные функ­ции осуществляет правительство, его глава — президент либо правящая политическая партия или группировка.

Основные наиболее характерные полномочия конгресса или ассамблеи в странах Латинской Америки можно представить сле­дующим образом:

• принятие и изменение конституции и законов страны; утверждение государственного бюджета и распределение го­сударственных финансовых ассигнований;

• образование ряда государственных органов, избрание долж­ностных лиц и контроль за их деятельностью;

• судебные полномочия;

• полномочия в области осуществления внешней политики го­сударства.

Законодательная функция конгресса включает в себя приня­тие кодексов и законов общего характера, законов по налогообло­