logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

поддержки правительства широкими слоями населения. Юриди­ческая значимость такого рода документов невелика. Они порож­дают лишь некоторые политические, но не правовые последствия и не.создают прав и обязанностей в юридическом смысле слова. Тем не менее ознакомление с этими документами и их анализ позволяют судить об общей ориентации правительственной поли­тики и степени осуществления даваемых обещаний, что оказыва­ет немалое влияние на ход политической борьбы. Так, невыполне­ние правоцентристским правительством во Франции обещаний по борьбе с безработицей, посягательство на социальные завоевания масс стали главной причиной поражения партий правительствен­ной коалиции на досрочных парламентских выборах 1997 года.

Полномочия в области управления

Правительство — высший административный орган страны. Оно осуществляет функцию общего управления, то есть деятель­ность, направленную на реализацию выдвигаемых и отстаивае­мых им политических целей. Компетенция правительства в облас­ти управления исключительно широка и многообразна и охваты­вает практически все основные сферы общественной жизни. Некоторые юридические ограничения и изъятия имеются лишь в федеративных государствах в связи с отнесением отдельных пра­вомочий к ведению субъектов федерации.

Правительство согласовывает, координирует и направляет деятельность всех центральных министерств и ведомств. Эта функция осуществляется как при помощи периодических заседа­ний кабинета, так и посредством комитетской системы. Особо важ­ную роль в руководстве деятельностью правительства играет пре­мьер-министр, дающий необходимые директивы и указания чле­нам правительства. Конституции некоторых стран прямо относят обеспечение единства действий правительства к компетенции его главы. Так, согласно Конституции Италии, председатель совета министров "поддерживает единство политического и администра­тивного управления, поощряя и согласуя деятельность министров" (ст. 95). Весьма схожи с этой статьей и постановления регламента Федерального правительства ФРГ, хотя согласно основному за­кону страны функция преодоления разногласий между министра­ми возложена на Федеральное правительство в целом. Несогласие члена правительства с указаниями премьер-министра и тем более публичная критика принятых решений влекут за собой, как пра­вило, отставку министра. Члены правительства, особенно ведаю­щие правительственными департаментами, рассматриваются как их политические руководители, обеспечивающие деятельность центральных ведомств в соответствии с указаниями и политикой верховного носителя исполнительной власти.

В ведении правительства находится административный ап­парат, что закреплено в ряде стран основным законом (ст. 20 Кон­