logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 8. Глава государства в зарубежных странах

лайзия и некоторые другие) были использованы в той или иной степени парламентарные формы, определяющие преимущественно представительный характер функций и роли главы государства.

В монократических республиках, дуалистических и особенно абсолютных монархиях глава государства сосредоточивает в своих руках всю полноту власти и нередко наделяется почти неограни­ченными полномочиями во всех сферах государственного руко­водства и управления. Это подчеркивается зачастую и присвоени­ем особых титулов и званий вроде "вождя всех вождей", "отца-основателя нации", "человека-народа" и т. п.

Обоснованию единоличной власти служат различные концеп­ции харизматического лидерства, в соответствии с которыми власть есть некое мистическое свойство, особый сверхъестествен­ный дар, присущий отдельным выдающимся личностям. В силу этого харизматический национальный лидер может объединять вокруг себя широкие массы и представлять непосредственно их интересы, не нуждаясь в средствах правовой легитимации. Не­редко истоки такой власти усматриваются в институтах тради­ционного, то есть докапиталистического, общества или даже в про­екции власти вождя на современное государство. Многие западные авторы и исследователи из освободившихся стран обосновывают необходимость "сильной власти" потребностями (императивами) развития, обеспечения стабильности и эффективного управления. Практика, однако, показывает, что диктаторские режимы по преимуществу неэффективны и нестабильны. Достаточно отметить, что примерно за четверть века независимого развития в странах Африки имело место более 100 попыток государственных перево­ротов. Нередко деспотическое правление ставит национальное государство на грань полной дезинтеграции и развала (Чад, Уган­да, Либерия, Сомали и др.).

Традиционные правовые средства ограничения власти главы государства во многих освободившихся странах малоэффективны. В результате ни объем, ни срок полномочий главы государства фактически, а зачастую и формально, не лимитированы, и воз­можности его легальной замены иным лицом в соответствии с про­цедурой, предусмотренной конституцией, сведены к минимуму. Не случайно, например, почти во всех странах Тропической Африки все смены главы государства происходили либо в связи со смер­тью последнего, либо в результате государственного (военного) переворота.

Глава государства в большинстве развивающихся стран — основное и решающее звено всего механизма осуществления вла­сти. От его позиции во многом зависит решение важнейших воп­росов внутренней и внешней политики государства.