logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 18. Основы конституционного права Италии

верждение законопроекта осуществляется непосредственно в ко­миссиях, если иного порядка не потребует правительство или десятая часть членов палаты.

Итальянская конституционная практика в целом последова­тельно следует принципу разделения властей, вместе с тем в от­дельных случаях уполномочивает правительство в случае необ­ходимости и срочности принимать временные декреты, наде­ленные силой закона. Однако такие декреты должны быть в день их принятия представлены в Парламент для последующего ут­верждения. В этом случае Парламент, даже если он распущен, должен собраться в течение пятидневного срока. Если правитель­ственный декрет не получит законодательного утверждения в те­чение шестидесяти дней, то он теряет силу уже с момента опуб­ликования. Тем не менее палаты Парламента могут регулировать законом правовые отношения, возникшие на основе декрета, даже не получившего силу закона.

Ныне действующая итальянская Конституция, как это уже отмечалось, относится к числу "жестких". Поэтому в ней предус­мотрен более сложный порядок принятия конституционных зако­нов и внесения изменений в текст Конституции. Такие законы при­нимаются каждой из палат после двух последовательных обсуж­дений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при повторном голосовании.

Президент Республики

По Конституции президент Республики является главой го­сударства, олицетворяет собой национальное единство, представ­ляет государство в международных отношениях.

В рамках своей компетенции президент осуществляет следу­ющие конкретные полномочия:

• в законодательной области президент по инициативе прави­тельства участвует в процедуре представления палатам зако­нопроектов; промульгирует утвержденные Парламентом за­коны; издает одобренные правительством декреты, обладаю­щие силой закона, и регламентарные акты; направляет палатам послания с требованием повторного обсуждения того или ино­го закона; назначает народный референдум в случаях, пре­дусмотренных Конституцией; участвует в правительственных инициативах, касающихся возбуждения дел в Конституцион­ном суде, включая вопросы компетенции областных законов;

• в сфере деятельности высших государственных органов пре­зидент назначает и освобождает от должности председателя Совета министров, назначает по рекомендации последнего министров и государственных секретарей, назначает пять пожизненных сенаторов "по праву", распускает с учетом кон­ституционных рамок своих полномочий палаты Парламента и