logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 3. Конституции зарубежных стран

номических и социально-политических условий, существовавших в зарубежных странах и нашедших выражение в их основных за­конах. Наиболее точно такая периодизация отвечает конституци­онному развитию в странах Европы. Первый этап можно датиро­вать XIX веком, второй — от начала XX века до его середины, третий — со времени окончания второй мировой войны. Рассмотрим наиболее типичные черты конституций каждого из этих этапов.

Характерные черты конституций первого этапа

В независимых государствах, принявших первые конститу­ции в конце XVIII—XIX вв., сложились неодинаковые социаль­но-экономические и политические условия, что не могло не от­разиться на характере их конституций. В целом можно выделить две группы государств: те, в которых в ходе революции буржуа­зия победила дворянство, и те, в которых в ходе борьбы между этими крупными социальными силами был достигнут политичес­кий компромисс. К последним можно отнести также государства, где буржуазные преобразования начались сверху, как это имело место, например, в Швеции.

В первой группе стран, таких, как Франция, Бельгия, Ни­дерланды, революционные преобразования затронули все поли­тические институты. Принятие во Франции Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г., а также других конституционных актов этого этапа было обуслов­лено борьбой между различными слоями буржуазии и всех их вместе — против дворянства, стремящегося вернуть себе утра­ченные позиции.

Конституционные акты 1789—1792 гт. упразднили феодаль­ные права и привилегии, в том числе крепостное право, провоз­гласили равенство всех людей. Они объявили неотъемлемыми ес­тественные права человека, данные ему от рождения, такие, как право на жизнь, личную свободу и свободу передвижения. В них закреплялась свобода союзов, митингов и демонстраций и др. Един­ственным источником всех властей признавалась нация.

Конституционные преобразования коснулись всей системы государственных органов и определили порядок их взаимоотноше­ний между собой. Ведущее место в государственном механизме отводилось высшему представительному органу — Национально­му законодательному собранию, избираемому на основе народно­го представительства и наделенному исключительными законода­тельными и финансовыми полномочиями. Конституция установила также систему органов местного самоуправления. Государствен­ная власть была разделена на законодательную, исполнительную и судебную на основе теории разделения властей. Хотя Конститу­ция 1791 г. сохранила короля в качестве главы исполнительной власти, ограничив его прерогативы, Декрет 1792 г. упразднил мо­нархию и установил республиканскую форму правления, что при­