logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Полномочия главы государства

В подавляющем большинстве стран национальное законода­тельство наделяет главу государства обширными правами и пол­номочиями в различных областях государственной деятельности. Практика функционирования конституционного механизма, реаль­но существующая политическая ситуация вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий. Сравнительно от­четливо прослеживаются две основные тенденции. В одних стра­нах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограниче­

ваются конституцией или специальным законом. В странах англо­саксонской правовой системы особая процедура привлечения к судебной ответственности главы государства (или иных высших должностных лиц) получила наименование "импичмент", и по аналогии этот термин применяется к практике других стран.

Наиболее распространенными основаниями для привлечения к ответственности являются нарушение конституции, соверше­ние тяжких государственных преступлений. Конституция США (ст. И, раздел 4) определяет в качестве оснований для привлече­ния к ответственности президента и вице-президента измену, взя­точничество или совершение других тяжких преступлений. В Ита­лии президент отвечает за государственную измену и посягатель­ство на конституцию; в ФРГ — за умышленное нарушение закона; во Франции — за государственную измену. В одних странах (на­пример, в США) дело возбуждается и решается парламентом, в других (например, во Франции) — парламент решает только воп­рос о привлечении к ответственности, а дело по существу рас­сматривается специальным судебным учреждением. Признание ви­новным влечет за собой отстранение от должности. Случаи при­влечения главы государства к судебной ответственности в порядке импичмента встречаются сравнительно редко. В США единствен­ный случай разбирательства дела президента имел место в 1825 году, причем для вынесения обвинительного приговора в се­нате не хватило одного голоса. В 1974 году угроза применения импичмента заставила уйти в отставку президента Р. Никсона. В 1998 г. процедура импичмента была начата против президента Б. Клинтона. Палата представителей признала его виновным в лжесвидетельстве под присягой и препятствовании правосудию. Дело было передано в Сенат, который обладает исключительным правом вынесения окончательного решения по существу дела.

Институт импичмента предусмотрен также законодательством многих развивающихся стран. Сравнительно часто он использует­ся в странах Латинской Америки. Однако в целом в большинстве развивающихся стран более частыми являются судебные процес­сы, организуемые после свержения главы государства, что ско­рее похоже на судебную расправу, нежели на использование ле­гитимной процедуры.

110 Глава 8. Глава государства в зарубежных странах

Представительские функции

Олицетворение (персонификация) государства монархом в период феодализма породило доктрину, согласно которой в суве­рене воплощаются основные права и обязанности государства. Становление либерального государства внесло существенные из­менения в правовое положение его главы, однако именно за ним сохранены функции верховного представительства государства. Он осуществляет эти функции в соответствии с правилами и тради­циями, многие из которых восходят к средним векам. Однако даже в этой области самостоятельность главы государства в парламен­тарных монархиях и республиках в значительной степени ограни­чена. В принципе он не может позволить себе выступление, про­тиворечащее политике правительства или ее осуждающее.

Глава государства председательствует на торжественных це­ремониях, выступает с официальными обращениями к парламен­ту и посланиями к нации. Такие послания зачастую содержат ана­лиз внутренней и внешней политики государства, формулируют основные цели правительственной деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко распространена в боль­шинстве президентских республик. В США ежегодные президент­ские послания по вопросам положения в стране рассматриваются как основной программный документ правительственной деятель­ности на предстоящий период. По важнейшим вопросам обраща­ются с посланиями к парламенту и нации главы государств во Франции и ряде других стран.

Исключительно большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений. Он счита­ется всегда выступающим от имени своего государства в силу сво­его положения и не нуждается в специальном на то уполномочии.

Полномочия главы государства в области государственного управления

Глава государства играет важную роль в формировании пра­вительства. Однако степень его воздействия на правительствен­ную политику и круг реально осуществляемых в области государ­ственного управления полномочий значительно различаются.

ние полномочий главы государства, которые осуществляются за него правительством или главой правительства. В других — про­исходит расширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими дей­ствующими законодательными актами. Соответственно в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, кото­рыми наделен глава государства, а во втором — их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления прави­тельственной власти в современном мире.