logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Конституционное право Израиля

его этапе. Этим правом президент пользуется в исключительных случаях в интересах безопасности государства или общества.

Президент может подать в отставку, направив соответствую­щее заявление на имя председателя парламента. В случае, если президент государства по какой-либо иной причине (состояние здоровья, несоответствие занимаемой должности, порочащие дей­ствия и т. д.) не может далее исполнять свои обязанности, Кнессет квалифицированным большинством в 2/3 депутатов принимает решение о досрочном освобождении президента от должности и назначении новых выборов. В этом случае, как и в случае осво­бождения должности президента в результате его смерти или временного прекращения президентом своих полномочий, эти пол­номочия временно возлагаются на председателя парламента.

В соответствии с Основным законом о Кнессете 1958 г. выс­шим законодательным органом государства является однопалат­ный Кнессет (по названию законодательного учреждения в древ­ней Иудее "Кнессет ха-гдола" — Великий собор), состоящий из 120 депутатов, избираемых на четырехлетний срок путем всеоб­щего, равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании. Основной Закон о Кнессете, как и сам порядок голосова­ния, может быть изменен лишь квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов самого Кнессета. Активным избирательным правом пользуются все израильские граждане, достигшие 18-лет­него возраста, а пассивным — достигшие 21 года при условии, если и те и другие не лишены этого права по решению суда на основе соответствующего закона.

Выборы в Кнессет регулируются соответствующим Законом о выборах 1969 г. и Законом о финансировании политических партий 1973 г. При выборах в Кнессет используется пропорцио­нальная избирательная система, когда количество мандатов опре­деляется числом голосов избирателей, поданных за данную партию, причем вся страна представляет собой единый избирательный ок­руг. Избиратель голосует за список, представленный политичес­кой партией. Список кандидатов обычно составляется руководством партии, и мандаты получают те, кто стоит в начале списка. Рядо­вые избиратели полностью отстранены от обсуждения конкрет­ных кандидатур и голосуют обычно за программу партии и ее лидера. Избирательным законодательством введен 1-процентный барьер, в соответствии с которым партия, набравшая менее 1% голосов всех избирателей, не допускается к распределению пар­ламентских мандатов. Пропорциональная избирательная система подвергается в Израиле серьезной критике, многие требуют за­мены ее мажоритарной избирательной системой. По действующей избирательной системе партия должна представить список своих кандидатов избирательной комиссии Кнессета, специально фор­мируемой с этой целью. После своего избрания члены Кнессета получают фактически полную свободу в проведении той или иной политической линии.

377 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

В парламенте Израиля широко практикуется не только пе­регруппировка сил парламентских партий, но и переход парла­ментариев из одной фракции в другую. Но во фракциях обычно поддерживается строгая дисциплина при голосовании законопро­ектов. Депутаты должны голосовать, придерживаясь указаний ру­ководства фракции.

Главной функцией Кнессета является законодательная функ­ция, парламент не ограничен в своем праве принимать законы по любым вопросам. Законодательная инициатива в основном сосре­доточена в руках правительства, которое является основным инициатором законопроектов. Большая часть законопроектов гото­вится Министерством юстиции и вносится от имени правитель­ства. Правительственные законопроекты имеют приоритет перед законопроектами, вносимыми рядовыми депутатами. Законодатель­ная деятельность Кнессета осуществляется в соответствии с уста­новленной процедурой. Законопроект проходит три чтения. После первого чтения он передается на соответствующую доработку в постоянную комиссию, которая готовит его ко второму чтению. При третьем чтении окончательная редакция закона ставится на голосование. Основные законы должны приниматься и изменяться квалифицированным большинством голосов (80 депутатов), а обыч­ные законы — абсолютным большинством (61 депутат) от общего количества (120 депутатов) списочного состава Кнессета.

Текущая работа Кнессета осуществляется на открытых пле­нарных заседаниях (если Кнессет не примет решение проводить закрытое заседание) ив 10 постоянных комиссиях: по парла­ментским вопросам; по иностранным делам и обороне; по финан­сам; по вопросам экономики; по внутренним делам и окружаю­щей среде; по труду и социальному обеспечению; по вопросам конституции, права и судопроизводства; по государственному кон­тролю; по вопросам просвещения и культуры; по репатриации и абсорбции.

Одной из важнейших функций Кнессета является контроль за деятельностью правительства. По закону правительство мо­жет существовать только с одобрения Кнессета. Парламент имеет право выразить правительству вотум недоверия, что автомати­чески ведет к отставке последнего. Кроме того, Кнессет обладает полномочиями принимать государственный бюджет, осуществлять контроль за его исполнением, а также рассматривать и утверж­дать любые государственные расходы и налоговые поступления.

Парламент Израиля обладает полномочиями, дающими ему право досрочно освобождать от должности президента, государ­ственного контролера, а также лишать парламентария иммуни­тета. Если Кнессет абсолютным большинством голосов сочтет, что один из его членов совершил правонарушение, не связанное с выполнением обязанностей депутата, он может лишить его судеб­ного иммунитета применительно только к данному правонаруше­нию. Кнессет может также временно приостановить мандат депу­