logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 16. Основы конституционного права Франции

большинством каждой из палат Парламента, что является необ­ходимым условием для применения последующей процедуры пе­ресмотра. Однако это не обязывает Президента Республики при­бегнуть к последующей процедуре. В результате целый ряд про­ектов конституционного пересмотра прошли стадию одобрения в палатах (в их числе, например, такой важный, как изменение срока полномочий Президента Республики), но не были в после­дующем представлены на одобрение ни на референдум, ни в Кон­гресс. Соответственно, возникают отложенные решения, причем никакого срока давности в этом случае не устанавливается.

За годы существования Пятой республики основной закон го­сударства не раз подвергался конституционному пересмотру. Пер­вые поправки были внесены в Конституцию Французской Респуб­лики в 1960 г. Речь шла об изменении постановлений, определяв­ших характер и структуру так называемого "франко-африканского сообщества". Образованное с созданием Пятой республики сооб­щество должно было объединить вокруг Франции-метрополии ее бывшие заморские владения, входившие ранее во Французский союз и получившие статус государств — членов сообщества. Пер­воначальная редакция Конституции 1958 г. устанавливала несов­местимость пребывания в сообществе со статусом независимого суверенного государства. По справедливому замечанию француз­ского конституционалиста профессора Франсуа Люшера, един­ственным государством, не имевшим права юридически входить в состав сообщества, оказалась сама Франция. Но ревизия была обус­ловлена другими причинами. В 1960 г. большинство бывших фран­цузских колоний в Африке провозгласили себя суверенными госу­дарствами. Франция вынуждена была признать независимость этих государств и, соответственно, внести во французскую Конститу­цию поправки, которые изменяли положения, относившиеся к структуре сообщества. В последующем раздел XIII Конституции "О Сообществе" был отменен Конституционным законом от 4 авгу­ста 1995 г.

Весьма значимые для государственного строя страны изме­нения были внесены во французскую Конституцию в 1962 г. Они касались порядка выборов Президента Республики. Первоначаль­но Конституция 1958 г. предусматривала, что Президент Респуб­лики будет избираться коллегией выборщиков. Эта коллегия фор­мировалась на основе довольно сложной процедуры и включала в себя парламентариев, членов генеральных советов департаментов и представителей от муниципальных советов коммун. Практичес­ки в коллегии численно преобладали представители мелких, глав­ным образом сельских, коммун. Данная процедура быгла примене­на на первых президентских выборах, проходивших в 1958 г., и пост главы государства занял Ш. де Голль. Он же предложил в 1962 г. внести в Конституцию поправку, согласно которой система косвенных выборов избрания Президента заменялась прямым все­общим голосованием.