logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

решения. Законом устанавливается прямой контроль за денежны­ми средствами в их доходной и расходной частях, причем партий­ным органам вменяется в обязанность периодически представлять сведения и финансовые отчеты в суды по избирательным делам. Партии, согласно закону, как правило, запрещается получать ка­кие-либо финансовые средства от иностранных граждан или орга­низаций, органов местного самоуправления, от государственных предприятий, смешанных обществ, а также от частных пред­приятий и профсоюзных организаций. Нарушение этих запретов может повлечь за собой различные формы ответственности партийного руководства, вплоть до уголовной, а сама партия после соответствующего судебного решения лишается всех прав, приобретенных в результате официальной регистрации. Столь жесткая государственная регламентация деятельности политичес­ких партий не препятствует возникновению и существованию мно­жества мелких политических партий, носящих откровенно вре­менный и нестабильный характер. Подобные группировки, регис­трируемые в качестве политических партий, возникают в период общенациональных или местных выборов и прекращают свою дея­тельность сразу же по окончании избирательной кампании. Ос­новная цель этих временных группировок — провести возможно большее число своих сторонников на различные выборные долж­ности в органы государственной власти или местного самоуправ­ления. Часто создание таких "секундных" партий диктуется ам­бициями отдельных политических деятелей, поэтому сами партии носят откровенно персоналистский, а иногда и вождистский ха­рактер.

Характеризуя партийные системы латиноамериканских стран, следует отметить их нестабильность, вызванную зачас­тую нестабильностью самого государственного режима. Однопар­тийные системы с полным запрещением функционирования дру­гих политических партий, кроме правящей, отошли в прошлое. Исключение составляет Республика Куба с правящей Коммунис­тической партией. Двухпартийные системы, существовавшие в Бразилии, Уругвае и других странах, были преобразованы в мно­гопартийные. Поэтому в настоящее время страны Латинской Аме­рики относятся к странам с многопартийной системой без моно­польно действующей партии (Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Перу, Эквадор и многие другие). В большинстве стран региона складывается ситуация, когда законодательный орган власти по своему партийному составу значительно отличается от партийно­го состава правительства, поскольку последнее формируется пре­зидентом, победившим на всеобщих выборах. Латинская Америка практически не знает понятия стабильно организованной оппо­зиции европейского образца, поскольку поражение политической партии на выборах часто заканчивается ее простым уходом с по­литической арены. Такая же картина наблюдается и в органах местного самоуправления, поскольку приход в выборные органы