logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 17. Основы конституционного права фрг

К числу чрезвычайных относится право Федерального пре­зидента объявлять с согласия Канцлера "состояние обороны", если созыву Бундестага или совместного комитета мешают "непреодо­лимые препятствия".

Для вступления в действие распоряжений и указаний Феде­рального президента необходима их контрасигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Это прави­ло не действует в случаях назначения или отставки Федерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относитель­ным большинством и ходатайства об исполнении Федеральным кан­цлером или федеральным министром своих обязанностей до на­значения их преемников.

Федеральный президент не несет политической ответствен­ности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитыва­ется о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед феде­ральным собранием. Однако Основной закон допускает возмож­ность смещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос о смещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральным конституционным судом (ко­торый принимает окончательное решение) только в связи с об­винением его в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении об­винения должно быть выдвинуто не менее чем четвертью голо­сов депутатов Бундестага или четвертью голосов членов Бундес­рата. Для решения вопроса о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети голосов депутатов Бундестага или две трети голосов членов Бундесрата. Обвинение поддерживается уполномоченным выдвинувшего обвинение органа. До сих пор прецедента смещения Президента с должности в истории ФРГ не было.

Федеральное правительство

Исполнительную'власть в ФРГ осуществляет Федеральное правительство. По свидетельству Т. Маунца, автора учебника по государственному праву ФРГ, "именно Правительство представ­ляет исполнительную власть, а поскольку его полномочия более широки, чем когда-либо, можно утверждать, что Основной закон усилил исполнительную власть". Конституционный законодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом ис­полнительную власть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту.

Основной закон предусматривает следующий порядок фор­мирования Федерального правительства. В начале легислатуры Бундестаг по предложению Федерального президента избирает Федерального канцлера — главу Правительства. Избранным счи­тается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Бундестага, после чего следует официальное назначение