logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 16. Основы конституционного права Франции

Конституционный совет регистрирует кандидата, только если его заявление поддержано пятью тысячами выборных должностных лиц, которые представляют не менее тридцати департаментов страны. Регистрация должна иметь место в рамках официальной избирательной кампании. Ее сроки и продолжительность регули­руются законом.

Во Франции по сей день сохраняется практика внесения кан­дидатами избирательного залога, который возвращается при ус­ловии получения определенного числа голосов на выборах. Сумма эта, правда, весьма незначительна и особых препятствий для выд­вижения и регистрации кандидатов не создает. Государство ока­зывает определенную финансовую поддержку кандидатам, балло­тирующимся на выборах, и контролирует расходование соответ­ствующих средств. Согласно законам, принятым в 1988 г., дотируется также деятельность политических партий, участвую­щих в проведении избирательных кампаний.

На законодательном уровне регулируется и порядок проведе­ния избирательной кампании, а особенно использование в ходе выборов средств массовой информации. Злоупотребление избира­тельной пропагандой, равно как и нарушение сроков проведения избирательной кампании, служит основанием для кассирования результатов выборов.

Судьей по выборам на общенациональном уровне выступает Конституционный совет: ему принадлежит право проверки пра­вильности проведения выборов и обоснованности приносимых жа­лоб. Практика Пятой республики знает немало примеров кассиро­вания результатов выборов депутатов Национального собрания в отдельных округах. Случаи кассирования президентских выборов Пятой республике неизвестны.

Участие в голосовании обязательным не является.

Избирательные системы

В Пятой республике применяются различные избирательные системы, устанавливающие порядок подсчета голосов и определе­ние результатов голосования. Наиболее распространенной явля­ется мажоритарная система выборов в два тура. Она применяет­ся на выборах Президента Республики и депутатов Национально­го собрания. В соответствии с этой системой избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов избирате­лей в первом туре голосования. Это значит, что кандидат, полу­чивший свыше 50% голосов избирателей, участвовавших в голо­совании, при условии явки на выборы не менее 25% избирателей получает, соответственно, президентский мандат, если речь идет о президентских выборах, либо мандат депутата Национального собрания, если речь идет о парламентских выборах.

Организация проведения второго тура голосования несколь­ко варьируется в зависимости от того, проводятся президентские