logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 16. Основы конституционного права Франции

тированный и подписанный текст Закона публикуется в Журнал офисьель в серии "Законы и декреты".

Важную прерогативу Парламента, как и во всех других стра­нах, составляет вотирование государственного бюджета и отчета о его исполнении. Проект государственного бюджета вносится Правительством и представляется в бюро Национального собра­ния. По истечении определенного срока этот проект независимо от вынесенного нижней палатой решения передается на рассмот­рение верхней палаты. В целом применяется та же процедура, что и при прохождении обычного законопроекта. Специфика про­цедуры заключается прежде всего в том, что Парламент может прибегать при рассмотрении финансовых законопроектов к помо­щи такого авторитетного учреждения, как счетная палата. Если палаты не вотируют бюджет в предусмотренные законом сроки, Правительство при помощи декрета может ввести в действие вре­менное положение, определяющее порядок взимания налогов и расходование государственных средств на базе закона о государ­ственном бюджете предшествующего года.

Парламент, и прежде всего его нижняя палата, призван осу­ществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Та­кими традиционными способами контроля за деятельностью Пра­вительства являются устный и письменный вопрос, создание при необходимости контрольных и следственных комиссий и, наконец, постановка на голосование резолюции порицания Правительству, если его политика встречает неодобрение со стороны парламен­тариев. Интерпелляция, т. е. вопрос Правительству с последую­щим обсуждением и голосованием, в Пятой республике формаль­но запрещена. Одно заседание в неделю, как правило по средам, отводится для устных вопросов Правительству. Вопросы представ­ляются заранее в письменном виде, а ответ дается на них в уст­ной форме. Этот ответ может сопровождаться короткими реплика­ми. Ответы Правительства на письменные вопросы парламентари­ев публикуются в официальном издании. Наиболее действенное средство контроля за деятельностью Правительства — это отказ в доверии, в случае если вопрос о доверии поставлен Правитель­ством, или принятие резолюции порицания. Процедура внесения резолюции порицания, постановки ее на голосование, а равно сама организация голосования таковы, что они серьезно затрудняют возможности использования института ответственности парламен­тариями для контроля за деятельностью исполнительной власти.

Весьма важными полномочиями обладает Парламент в сфере внешней политики и обороны. Только на основе парламентского закона осуществляется ратификация наиболее важных междуна­родных договоров и соглашений (их перечень приводится в ст. 53 Конституции). Парламент продлевает при необходимости на срок свыше 12 дней осадное положение, декретированное в Совете министров. Только на основе уполномочия Парламента может быть объявлено состояние войны.