logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Республиканская форма правления

366

ной комиссии. На ближайшей очередной сессии эти акты должны быть представлены на утверждение парламентом. Аналогичным правом президент обладает и в период роспуска Палаты депута­тов. Кроме того, глава государства имеет право вынести на рефе­рендум любой законопроект, касающийся организации публичной власти или предусматривающий ратификацию международного договора, который может оказать влияние на деятельность госу­дарственных институтов.

Законотворческая роль президента на практике еще более важна, поскольку он, являясь лидером правящей партии, полно­стью контролирует депутатский корпус через механизм партий­ной дисциплины.

Статья 41 Конституции объявляет президента "гарантом ува­жения Основного закона, нормального функционирования всего государственного механизма". Для реализации данной нормы при президенте декретом главы государства учрежден Конституци­онный совет республики. Этот орган состоит из 11 членов, назна­чаемых главой государства, и наделяется совещательными полно­мочиями. Он предоставляет президенту свои заключения по воп­росам контроля за соответствием Конституции принимаемых законопроектов и деятельности всей системы государственных ин­ститутов. Заключения Конституционного совета носят конфиден­циальный характер и адресуются непосредственно президенту.

Таким образом, Конституция наделяет президента Тунисской Республики чрезвычайно широкими полномочиями, предоставляя ему основные рычаги законодательной и исполнительной власти. Став центральным звеном в государственно-политическом механизме Туниса, глава государства, по существу, подчинил себе два дру­гих высших органа государства — парламент и правительство.

На Совет министров Конституция возлагает обязанность сле­дить за проведением в жизнь общегосударственной политики в соответствии с указаниями президента и устанавливаемыми им приоритетами. Председательствует на заседаниях правительства президент. Административное руководство работой правительства осуществляет премьер-министр, который в случае необходимости может возглавить Совет министров и брать на себя политическое руководство им вместо президента. Функции премьер-министра более подробно определяются Законом № 400, принятым в 1969 г. Это контроль за исполнением общей политики правитель­ства, координация деятельности всех министерств, информиро­вание главы государства о работе Совета министров.

Несмотря на то что правительство является органом ис­полнительной власти, оно предварительно обсуждает все зако­нопроекты. Декреты, принимаемые президентом в порядке осу­ществления регламентарных полномочий, подлежат контрасигна-ции премьер-министром и соответствующим министром.

Политическую ответственность за свою деятельность прави­тельство несет только перед президентом. Вместе с тем Консти­

26 право зарубежных стран

366