logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Система конституционного права зарубежных стран

22

Построение учебного курса, его внутренняя структура прежде всего отражают структуру самого конституционного права как отрасли права. Такой функциональный подход необходим, ибо глав­ной задачей учебного курса является изучение в процессе срав­нения или на национальном уровне эмпирического материала, образующего главную субстанцию самой отрасли национального конституционного права. Соответственно, подавляющее большин­ство тем курса совпадают с теми институтами, которые харак­терны для конституционного права и образуют его внутреннюю основу.

Вместе с тем задачи освоения учебного материала требуют введения ряда тем, которые позволяют судить о самом изучаемом предмете, проследить основные вехи становления и эволюции кон­ституционного права, выявить те тенденции, которые доминиру­ют в развитии конституционного права на современном этапе. Глав­ное назначение учебного курса — дать последовательное, логич­ное и систематизированное знание теоретических положений и эмпирического материала, раскрывающее общее и особенное в конституционно-правовом развитии зарубежных государств.

Изучение учебной дисциплины должно способствовать пра-воведческой подготовке и получению необходимых профессиональ­ных знаний и навыков, позволяющих правильно судить о соци­альном предназначении и сути конституционного механизма, вы­явить главные тенденции развития конституционного права в современных государствах, а также главное определяющее, ко­торое составляет суть прогрессивного развития конституционно­го права. В этой связи еще раз необходимо подчеркнуть, что со­временное демократическое конституционное право делает все больший и больший упор на правовое обеспечение демократичес­ких начал и принципов функционирования современного обще­ства и государства, с тем чтобы гарантировать осуществление прав и свобод человека и гражданина.

Это конечно не означает, что должно быть ослаблено вни­мание к изучению механизма и институтов власти. Речь идет о другом. О том, что при изучении этих институтов важно выявить их взаимодействие, их корреляцию с принципами демократичес­кого развития с интересами обеспечения прав и свобод человека. Именно под этим углом зрения и должно строиться изучение со­временного конституционного права.

Многообразие современных государств, принадлежность их к различным правовым системам, различие в уровнях обществен­ного и государственного развития, исторические, национальные, культурные и другие особенности отдельных государств, делают каждую национальную конституционно-правовую систему во мно­гом уникальной и неповторимой. В то же время существование большого числа суверенных государств делает практически не­возможным изучение каждой национальной конституционно-пра­вовой системы в отдельности.

22 Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права

Все это не может не учитываться в учебном курсе. Его пост­роение отвечает задаче выявления прежде всего того общего, что характеризует конституционное право в целом. На этой осно­ве строится первая часть курса, в рамках которой проводится сравнительно-правовое изучение институтов конституционного права зарубежных стран в целом.

Вторая часть курса включает в себя изучение конституцион­ного права отдельных государств. Отбор такого рода национальных конституционных систем для изучения может основываться на различных критериях. Однако в первую очередь изучаются наци­ональные системы передовых развитых государств, в чьей прак­тике прослеживаются новые тенденции и явления конституцион­но-правового развития. В то же время во вторую часть включает­ся обычно изучение конституционного права государств — наиболее типичных представителей региона или конституционно-правовой системы. Настоящий учебник, состоящий из двух глав­ных частей, построен на этой основе. На неправовых факультетах изучение курса может быть ограничено только первой его час­тью, на юридических факультетах целесообразным и желатель­ным является изучение как первой, так и второй части курса. Наконец, там, где существуют международно-правовые факуль­теты (отделения), где особое внимание уделяется изучению ино­странного права, общий курс конституционного права целесооб­разно дополнить введением специальных курсов конституционно­го права по отдельным странам или регионам.

По общему правилу учебный курс конституционного права за­рубежных стран, читаемый на юридических факультетах, принято относить к числу скорее общеобразовательных дисциплин. Нередко считается, что для будущего специалиста, работника национальных судебных органов, прокуратуры, а также адвокатов знание консти­туционного права зарубежных стран не имеет большого значения, что подобное значение этот курс имеет только в условиях специали­зированных учебных заведений и факультетов, таких, например, как международно-правовой факультет Московского государствен­ного института международных отношений (Университета) МИД РФ. Подобные мнения верны только отчасти. Действительно, в условиях международно-правового факультета изучение консти­туционно-правовых систем зарубежных стран чрезвычайно важ­но для профессиональной подготовки выпускников. Тем не менее нельзя не отметить, что и при подготовке специалистов, ориен­тированных на работу в национальном государственном аппарате, в судебных учреждениях, в адвокатуре, да практически для всех юристов высшей квалификации, знание основ конституционно-правового развития зарубежных стран — это не только элемент правовой эрудированности, но и важнейшее слагаемое высокого правового профессионализма. Без таких знаний невозможны ни выработка четкой гражданской позиции, ни достижения и успехи на поприще профессионального занятия юриспруденцией.