logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 4. Основы правового положения личности

зура на газетные публикации. Одновременно предоставляются большие права военной юстиции, в том числе и по делам граж­дан. Институт чрезвычайного положения закреплен в конституци­ях Австрии, ФРГ, Франции, Италии, Индии и ряда других стран. Еще более значительны ограничения прав и свобод при введении военного положения, что предусмотрено в конституциях многих стран.

Важную роль в защите прав и свобод граждан играют омбуд-сманы — должностные лица, избираемые (назначаемые) парла­ментом (за исключением Франции) и уполномоченные им осуще­ствлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граж­дан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Омбудсман ответствен перед парламентом, однако в повсед­невной деятельности вполне самостоятелен, частично он может действовать по собственной инициативе, но чаще всего — по жа­лобам и заявлениям граждан. Попадающие в сферу его рассмот­рения действия администрации омбудсман оценивает с точки зре­ния не только их соответствия закону, но также их целесообраз­ности и справедливости. В большинстве государств граждане имеют прямой и достаточно легкий доступ к омбудсману. Однако некото­рые страны используют так называемый "парламентский фильтр": омбудсман получает жалобы и обращения граждан от парламента­риев. Акты и решения, принимаемые омбудсманом, не обладают обязательной юридической силой и в принципе соответствующий управленческий орган может оставить их без серьезных послед­ствий. Но на практике так бывает редко, особенно в странах с "сильным омбудсманом" (Швеция, Дания, Польша). Управленчес­кий орган или должностное лицо, попавшее в публикуемую ом-будсманом документацию (особенно в его периодические отчеты парламенту) как нарушитель прав человека, рискует серьезно по­дорвать свою репутацию.

О значимости этого института говорит и то, что он учрежден на надгосударственном уровне — Европейским Союзом; орган ЕС — Европейский парламент назначает омбудсмана, он наделяется полномочиями принимать жалобы от любого человека, находяще­гося под юрисдикцией государства — члена ЕС или зарегистриро­ванного в нем юридического лица, касающиеся случаев плохой организации деятельности институтов и органов ЕС (кроме Суда ЕС). Европейский Союз рекомендовал всем государствам-членам ввести у себя эту должность. Близкий по функциям Верховный комиссар по правам человека существует в Организации Объеди­ненных Наций; он назначается Генеральной Ассамблеей ООН. Мировая практика подтвердила достаточную эффективность ин­ститута омбудсмана как одной из важных форм защиты конститу­ционных прав и свобод граждан.

Юридические гарантии прав и свобод закрепляются и в со­временных конституциях социалистических государств. Каталоги прав и свобод в этих конституциях часто весьма обширные. Одна­